Оборудование для сенсорной интеграции в школах и детских садах, товары для инклюзии, сенсорные игрушки

2003

Cенсорная интеграция для детей: эффективность материалов для сенсорной интеграции в НУШ
Благодаря активному внедрению инклюзивного образования в Украине специальные комплекты сенсорного оборудования и игрушки для сенсорного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста уже стали привычной частью оборудования многих учебных учреждений.

Но в связи с тем, что отечественные школы находятся только на начальном этапе долгого пути к инклюзии, неизбежно возникают трудности с созданием и оснащением специальных сенсорных кабинетов. Поэтому мы решили помочь педагогам и ассистентам и ответить на самые распространенные вопросы о детской сенсорной интеграции в НУШ. Как правильно подойти к подбору товаров для сенсорной интеграции в школе, какие подходы к образованию будут наиболее эффективными, и у каких поставщиков лучше купить оборудование для сенсорной комнаты – читайте далее.

Школьное оборудование для сенсорной интеграции: актуальный перечень
Чтобы упростить процесс подбора специализированного оборудования, нового для большинства педагогов, Министерство образования и науки предложило примерный перечень инклюзивного оснащения и товаров для сенсорной комнаты – ознакомиться с ними можно по ссылке.

Виды оснащения для сенсорной комнаты

Среди рекомендованного оборудования:
● сенсорные мячи (большие и маленькие), игрушки, лабиринты;
● модульные сидения-конструкторы, мягкие игровые пуфики и кресла или мягкие блоки для конструирования;
● сухие бассейны (для школ можно использовать как самые простые модели, так с подсветкой, горкой для спуска и пр.);
● отягощенные жилеты, подушки, одеяла, по возможности – сквизер, – специальное оснащение, которое создает давление на тело, позволяя ребенку ощутить свое тело и быстро успокоиться;
● световые колонны, светодиодные шторы, аппликации (для создания “темной” успокаивающей сенсорной комнаты).
Кроме того, в отдельных случаях может понадобиться специализированное оборудование: для развития детей с ДЦП, для учеников с заболеваниями аутического спектра разной тяжести – все это подбирается индивидуально, желательно с консультациями врачей и экспертов ИРЦ.

Как внедрить сенсорную интеграцию в классе

К сожалению, не в каждой инклюзивной школе на сегодня оборудован полноценный кабинет со всеми необходимыми приспособлениями и тренажерами для сенсорной интеграции. Но есть и различные способы внедрения сенсорной интеграции во время обычных уроков или на переменах, без необходимости в отдельном помещении.

К примеру, предлагаем вам три простых практических способа внедрения сенсорной интеграции, разработанных Бренной Кэшман, консультантом с более чем 10-летним опытом работы с детьми, имеющими трудности с развитием сенсорного восприятия:

1. Поощрение двигательной активности детей.
Школьные кабинеты часто могут быть сложной средой для ребенка с дисфункцией сенсорной интеграции. И учителя могут улучшить поведение и комфортное самочувствие этих учеников, используя сенсорную интеграцию. Такие занятия должны быть направлены на улучшение способности ребенка концентрироваться, сохранять спокойствие и неподвижность. Ведь очень многим детям трудно оставаться неподвижными в течение всего дня, даже если у них нет сенсорного дефицита. А проблемы с сенсорной интеграцией могут еще больше усложнить процесс неподвижного сидения на протяжении длительного времени.

Как это реализовать на практике? Есть несколько вариантов. К примеру, использовать специальные стульчики-балансиры или подушки для сидения: они обеспечат ребенку необходимое ощущение небольшого движения, не отвлекаясь при этом от учебного процесса и не отвлекая остальных детей. Или давать возможность детям больше двигаться, подбирая активные занятия в течение учебного дня: встать со своего места и помочь вытереть доску, повесить плакат или раздать листы другим ученикам. А детям, которые постоянно ерзают за партой и не могут усидеть на одном месте, можно подобрать ручные игрушки для сенсорной интеграции. Это может быть что угодно: тренажеры по типу эспандера, сенсорные мячи-антистрессы – мягкие или с шипами, и другие небольшие предметы, не отвлекающие внимание остальных учеников.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Как пройти проверку от детективов?

2. Адаптация школьных занятий к сенсорной интеграции.
Учителя могут дополнительно помочь своим ученикам, признав их особые потребности и соответствующим образом изменив свои планы уроков. Например: если ребенок испытывает трудности с выполнением инструкций, нужно испробовать разные их варианты – устные, письменные, графические иллюстрации. Или, возможно, для лучшего понимания ребенку нужно повторить инструкции за учителем? Важно пробовать разные варианты восприятия школьником информации, чтобы подобрать оптимальный.
Для детей, которые плохо справляются с письменными заданиями и тестами, может потребоваться дополнительное время. Или дайте им возможность писать самостоятельные работы в отдельной тихой комнате, без отвлекающих факторов. Или же они могут надиктовывать ответы и сдавать аудиозапись, а не тетрадку, если есть сложности с написанием текста.

3. Повышение вовлеченности учеников.
Дети с дефицитом сенсорной интеграции часто считаются среди учителей трудными учениками: они иногда капризничают или недостаточно активно участвуют в учебном процессе. Но важно помнить, что такие дети намного прилежнее учатся, когда у них меньше отвлекающих факторов и больше возможностей для физической активности. Действия, которые включают в себя ролевые игры, создание и сборку различных моделей, работу в лаборатории и экскурсии, у них всегда получаются лучше – поэтому задействуйте такие виды работ как можно чаще.

Также учитель или ассистент могут помочь ребенку, просто ограничив отвлекающие факторы в классе. Например, подберите для ученика комфортное место – вдали от окон, дверей, прямых солнечных лучей и других отвлекающих факторов. Часто идеальным местом является первая парта сразу возле учителя: так визуальная стимуляции снижается к минимуму, а учитель может более внимательно следить за работой школьника.

Еще один способ повысить успеваемость в классе – использование наглядных демонстрационных материалов: карты, карточки, диаграммы и изображения. Дети лучше обрабатывают информацию, когда она хорошо структурирована и наглядно представлена, поэтому позаботьтесь о наличии всех необходимых для прохождения учебной программы стендов и плакатов.

Заказать все необходимое оборудование для сенсорной интеграции от мягких игрушек до тренажеров и приспособлений для детей с ДЦП в Украине удобнее всего у компаний, которые занимаются комплексным оснащением школ. Они гарантируют соответствие товаров всем актуальным нормам и новой концепции НУШ, а еще предоставляют квалифицированную помощь в подборе оборудования для каждого индивидуального случая. Чтобы узнать подробности или получить бесплатную консультацию, звоните: (044) 353-33-77.