Константин Эрнст объявил о начале работы над фильмом, в котором главные роли сыграют дипфейки — цифровые копии легендарных умерших артистов. Этично ли распоряжаться их личностями по своему усмотрению?
Задавался ли этим вопросом Константин Львович — неизвестно. Но очевидно, что необычный проект его как продюсера очень вдохновляет:
— Мы запускаем в производство некий ремейк «Семи самураев»: это история времен гражданской войны где-то в Новороссии. Будет семь главных персонажей, среди которых два — существующие современные артисты, а пять — современные артисты, но в аватарах великих советских актеров в лучший их период.
Эрнст заметил, что сегодняшнему кинематографу как раз не хватает больших настоящих талантов. Но вместо поиска новых гениев экрана решено «воскрешать» старых.
Надо сказать, что кино, в котором сыграют сразу несколько дипфейков выдающихся советских артистов, Константин Эрнст анонсировал не раз. Его даже опередил Сарик Андреасян, задействовав в полнометражке «Манюня: Приключения в Москве» цифровую копию Юрия Никулина, созданную нейросетью. Но то один только Никулин! И лишь в эпизоде! И тут аж пять дипфейков в главных ролях. И раз уже съемкам дан старт, Эрнст уверенно сообщил, что это будет прорыв. Прямо как фильм «Вызов». Но ведь это и вызов общественному мнению, которое разделилось. Одни считают, что снимать в фильмах тех, кто уже не может выразить свою волю, кощунство. Другие уверены, что таким образом великим продлевают их творческую жизнь. Кто из великих появится в итоге в проекте Эрнста, пока неизвестно. Но тут интересно, что, в принципе, думают по этому поводу близкие ушедших кумиров. Сын Александра Ширвиндта Михаил ответил обтекаемо:
— Если бы мне предложили воссоздать образ отца в кино, я бы ответил: «Это ваше право». Если кто-то хочет использовать технологию дипфейк, он это и без разрешения может сделать втихую. В любом случае итоговый результат зависит от таланта художника.
Дочь Анатолия Папанова Елена оказалась в принципе не против:
— Надо вести переговоры. Семья Юрия Никулина, например, согласилась на такой эксперимент. Необходимо посмотреть, где соберутся воспроизводить, что это за люди и как они будут это делать. Все очень индивидуально.
А вот родные Юрия Яковлева не готовы ни с кем договариваться по поводу «воскрешения». Алена Яковлева высказалась однозначно:
— Я категорически против. У нас уже был скандал, когда Юрия Васильевича отрисовали при помощи нейросети. Если такое будет, мы будем просто подавать в суд. Вся наша семья категорически против.
Заметим, что в Госдуме уже поднимали вопрос о том, чтобы законодательно запретить дипфейки в искусстве. Но пока это осталось лишь на словах.
— Производство дипфейков — это новый вид деятельности, который законодательно еще не отрегулирован, — говорит адвокат Руслан Соловьев. — И тут следует опираться на текущие законы. Можно ли использовать образ артиста без его согласия? Если артист умер, то понятно, что его согласие получить невозможно. Однако если речь идет именно об узнаваемом образе, который складывается из определенных деталей (к примеру, кепка Олега Попова, котелок и походка Чарли Чаплина) и этот образ имеет правовую охрану, то это объект авторского права, которым могут распоряжаться наследники. Если они дали свое согласие на использование охраняемого законом образа, то все в порядке. Что же касается дипфейков, то, наверное, надо обязать тех, кто использует их в кино, маркировать свой продукт. Предупреждать, что это не тот же самый актер, а лишь цифровая копия. Это позволит зрителю сделать выбор — идти ему в кинотеатр, чтобы посмотреть на копию, или не идти.