«Утиная охота» на сцене театра Вахтангова

183

Сценическую версию одной из самых загадочных и сложных пьес А. Вампилова «Утиная охота» представил в Театре Вахтанова молодой режиссер Аскар Галимов, выпускник курса Каменьковича-Крымова ГИТИСа.

«Утиная охота» на сцене театра Вахтангова

Спектакль начинается со сцены самоубийства (несостоявшегося) главного героя — Зилова (Максим Свериновский). После этого Зилов возвращается в свои воспоминания, наполненные горькой иронией бессмысленной жизни.

У Вампилова в «Утиной охоте» тема смерти — центральная. Зилов, на первый взгляд — Печорин своего времени. Но, в отличие от теряющего интерес к жизни, затухающего лермонтовского героя, вампиловский — уже разлагается. В нем нет гордости, а есть холодный расчет в поведении.

Зилов должен отблагодарить пробившего ему квартиру начальника (Евгений Косырев): он зовет его к себе на новоселье, где Вера (Анастасия Жанова), бывшая возлюбленная Зилова (неочевидная параллель с лермонтовским произведением), начинает заигрывать с почетным гостем.

Сцена новоселья по ощущениям — это сцена всеобщего разложения: все сидящие за столом люди, а затем и самозабвенно танцующие на сцене — это люди, застрявшие в постоянной игре. И получается, что в этом фальшивом искусственном мире Зилов — самый опытный игрок, лучше других осознающий, во что и с кем можно и нужно играть. Поэтому, когда его пьяный начальник жалуется на Веру, уезжающую в последний момент с Кузаковым (Клим Кудашкин), Зилов не скрывает своего пренебрежения, он радуется — в этих отношениях грань «невозврата» пройдена.

В каждой новой сцене, новом воспоминании, Зилов раз за разом переходит эту грань. Вместе с этим, он постоянно меняет свои ориентиры — новая цель перечеркивает все прошлое.

После новоселья следует сцена на работе, где, загоревшись идеей фальсифицировать документ, он забывает обо всем, увидев входящую девушку Иру (Анна Чумак, Альбина Абрамова), по ошибке зашедшую на работу к Зилову и Саяпину (Виталий Иванов). Забыв про работу, Зилов отправляется в двухдневный загул с Ирой. Следующая сцена — разговор с женой Галиной (Полина Чернышева) — свидетельство угасания любви. Зилов вновь находит подходящую модель поведения несмотря на то, что Галина раскрыла его обман — он вспоминает и разыгрывает их первое свидание, но в конце забывает текст и отношения с женой потеряны.

Из следующих сцен следует выделить признание в любви жене — мелодраматический ход, ясно отражающий само строение вампиловской драматургии. Зилов в истошных, конвульсивных попытках вернуть жену, «выдает» монолог любви. Но жена уходит. не дослушав, и окончание монолога слышит уже Ира. Осознав всю иронию происходящего, Зилов смеется, понимая, что это конец решительно всему человеческому в его жизни.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Урсуляк взялся за «Войну и мир»: что из этого получится?

Большая история спектакля никак не давит на актеров — они играют очень живо и искренне. Максим Свериновский сочетает в своей игре холодное спокойствие и гиперактивность, подчеркивая мистику «Утиной охоты». Мистику гоголевскую — мрачную и потустороннюю в том смысле слова, что показанный мир похож на чистилище, где происходит трагический выбор. Вся жизнь Зилова как будто тяжелая нелюбимая работа. И в конце пьесы, потеряв жену и друзей, Зилов остается с официантом Димой (Данила Гнидо), немногословным человеком, появившимся как будто из другого мира, с которым и собирается ехать на утиную охоту.

Но режиссер спектакля решил дать главному герою последний шанс исправить свою жизнь и для этого даже изменил концовку пьесы — в последней сцене к отчаявшемуся Зилову приходит Галина, и он наконец вспоминает те самые важные слова, которые он сказал ей на первом свидании!

Спектакль заставляет размышлять о жизни и о любви, о взаимоотношениях с родителями, но смотрится он очень живо, так как в нем много юмора и горькой иронии.

Вот что рассказал о постановке сам режиссер, Аскар Галимов:

— Меня пригласили в Театр Вахтангова после того, как поставленный мною в ГИТИСе дипломный спектакль «П.О.Л.Е.» по пьесе Олега Богаева посмотрели народная артистка России Людмила Васильевна Максакова и главный режиссёр Вахтанговского театра Анатолий Фёдорович Шульев. Для меня это было неожиданностью. Ни о чём подобном я не мечтал.

«Утиная охота» стала поводом для размышлений об отношениях между моими родителями, о моих непростых взаимоотношениях с отцом. Я размышлял и о характере главного героя. Это особый человеческий тип. Зилов не живёт, однако всё время ожидает, когда эта жизнь начнётся. Здесь важно понять философию жизни этого персонажа. Для меня он – человек, который пытается снова почувствовать жизнь, убедить себя, что ещё не все потеряно.