«Евразия — кинофест»: Этот фестиваль возвращает нам Родину

286

Первый Международный фестиваль кино «Евразия-Кинофест» завершился в Москве. Он собрал свыше пяти тысяч человек на шести площадках в разных концах столицы.

«Евразия - кинофест»: Этот фестиваль возвращает нам Родину

Организатором события выступила АНО «Евразия». Гостями фестиваля стали известные актеры, режиссеры, журналисты и кинокритики из 18 стран. На церемониях закрытия побывали Ирина Лачина, Ольга Остроумова, Ольга Кабо, Дмитрий Харатьян, Наталья Варлей, Дмитрий Нестеров, Антон Зацепин, Елена Захарова, Анастасия Макеева, Андрей Руденский, Никита Малинин, Александр Пашутин, Нонна Гришаева, Оксана Сташенко, Александр Олешко, Дмитрий Певцов и другие звезды кино и эстрады.

«Кинофестиваль получился фантастическим. Для события, которое проводится первый год, да еще и в октябре, цифра в 5 тысяч зрителей — удивительна. У нас была замечательная конкурсная программа. Качество картин, представленных на конкурс, оказалось очень высоким. Между претендентами развернулась нешуточная борьба. Накал борьбы как раз определяет, удался фестиваль или нет», — рассказал президент кинофестиваля, кинорежиссер Тигран Кеосаян.

В течение пяти дней представители киноиндустрии участвовали в круглых столах, творческих встречах, дискуссиях, мастер-классах и, конечно, конкурсных показах. На круглых столах обсуждались перспективы развития кино в странах Евразии, актуальные проблемы кинопроката.

В конкурсную программу фестиваля были включены 53 картины. Ленты оценивала международная команда жюри.

«Для нашей организации «Евразия», для России и для всего континента этот фестиваль оказался очень важным и своевременным. Он объединил не только режиссеров, продюсерские группы и актеров. Он объединил зрителей. Через фильмы мы узнали лучше друг о друге. О чем мы мечтаем? Что нас заботит? О чем мы думаем? После этого фестиваля мы все стали немного ближе друг к другу», — отметила депутат Госдумы, председатель Совета АНО «Евразия» Алёна Аршинова.

Победителями «Евразия-Кинофест» стали 12 картин. Режиссерам и актерам вручили главный приз кинофестиваля — статуэтку «Евразия», символизирующую культурный обмен между людьми, живущими в странах континента. Гран-при фестиваля присудили российско-казахскому фильму «Ласточка» режиссера Малики Мухамеджан.

В своём фильме «Ласточка» Малику Мухамеджан интересуют не сколько муки выбора, сколько исследование своих ощущений и их принятие.

Карлыгаш (Зухара Сансызбай) и Ильяс (Елжас Рахим) — молодая казахская пара, живущая с отцом Ильяса в отдалённой ферме на юге Казахстана. Ильяс целый день пасёт лошадей, в то время как Карлыгаш занимается домашними делами и периодически ходит в магазин, в котором работает бывшая пассия Ильяса молодая женщина по имени Айна (Толганай Талгат).

Рутинную жизнь семьи прерывает неожиданное появление француза-фотографа Луи (Владимир Косиньи) на сломанной машине, которую Ильяс с отцом вызываются помочь отремонтировать. Тем временем, Карлыгаш и Луи сближаются: женщина показывает иностранцу окрестности и свои любимые места, а фотограф снимает красивые портреты робкой Карлыгаш. Мухамеджан намеренно заигрывает с жанром мелодрамы, в конце концов в казахский аул она привозит красивого француза с говорящим именем Луи, но «Ласточка» вбирает в себя метафизику и банальность бытия, воплощённую в тихой обыденности Карлыгаш — стирка, уборка, готовка.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Овации в «Современнике» и сердечный приступ в «Сатире»

Первым кадром «Ласточки» проступает жёлтая казахская степь, пустынная и одинокая, как сама Карлыгаш. Между ней и Ильясом раскинулось пространство отчуждения. Персонаж мужа Карлыгаш гораздо интереснее, чем персонаж Луи и мне думается, это очень намеренный жест. Ильяс и его развитие в «Ласточке» — это отдельный комментарий о казахской маскулинности.  У героя своя драма, своя любовь, которая не свершилась, не с Карлыгаш, а с Айной. Луи — чужеродный элемент — словно лакмусовая бумажка, обнажил бесплодную динамику отношений между Карлыгаш и Ильясом, но он так и остаётся загадочным иностранным странником. Неспешное повествование Мухамеджан находит свою силу в финале фильма, который связывает все нити повествования и пути героев в одно целое.

В конкурсной программе документального кино главный приз получила картина «Вы чье, старичье?» Шерзода Назарова и Адхамжона Абдурахмонова из Узбекистана. Лучшей короткометражной лентой признали «Ложный рай» режиссера Иханя Диня из Китая.

Награду за лучшую режиссуру получила российско-абхазская лента «Последняя цена» Наура Гармелии. Призом за лучший сценарий отметили «Ласточку» сценаристов Сергея Ширинского и Малики Мухамеджан. Лучшим актером назвали Абдумумина Шарипова из Таджикистана, в картине «Фортуна».  Приз зрительских симпатий получила лента «Стихотворение о конце лета» режиссера Лама Кан-Чжао (Китай – Малайзия – Швейцария).

На фестивале не только награждали лучших режиссеров, сценаристов и актеров, но и снимали кино. Первым фильмом, снятым на площадке «Евразии-Кинофест», стала короткометражка «Взаимопонимание» режиссера Александра Баршака.  

Диплом от президента Международного фестиваля кино «Евразия-кинофест» за вклад в развитие кинематографа получила народная артистка России Ольга Остроумова:

«Все награды я получила во второй половине жизни.  И это, наверное, закономерно. Фестиваль — это всегда дружба, узнавание друг друга, качеств партнера».

Наградой «Народное признание» оргкомитета кинофестиваля «Евразия-кинофест» была удостоена звезда фильма «Цыган» Матлюба Алимова.

Ирина Гринева рассказала, выйдя на сцену во время церемонии закрытия, о том, что приготовила для сцены другое платье. Но надеть его была не судьба. Наряд, который шился по заказу, просто не успел доехать до артистки. Ирина получила статуэтку как лучшая актриса за участие в фильме «Времена года», снятого ее мужем, в прошлом известным фигуристом Максимом Шабалиным.