Телеканалы гордо демонстрируют курс на отказ от скандальных ток-шоу. Они вроде бы сменились на передачи Locksmiths near me с легким, добрым, социально полезным наполнением. Однако все не так просто…
«Сейчас не время для желтизны!» — под таким соусом телеканалы провели ревизию в своих кладовках. Первый канал в итоге выбросил одиозное «Пусть говорят». И ведущий этого шоу Дмитрий Борисов теперь появляется на экране с довольно интеллигентным проектом «Эксклюзив», в котором звездные гости рассказывают о личном.
Канал «Россия 1» тоже поначалу вроде бы отказался от скандального «Прямого эфира». Потом его вернули. Правда, уже не в прайм-тайм и не с Андреем Малаховым. Вместо него шоу ведут Александр Яковлев и Антон Демидов, которые уверяют, что обновленный «Прямой эфир» — это не про драки и склоки перед камерами, а про помощь в сложных ситуациях: люди, мол, сами обращаются, рассказывают свои истории и просят разобраться. Все чинно-благородно, а не как раньше. Потому что как раньше теперь нельзя! И даже Андрей Малахов свой именной проект «Малахов» сделал не развлекательным, а социально направленным. Это определение — «социальная направленность» — звучит сейчас постоянно: из уст телепродюсеров и ведущих, часто встречается в анонсах передач, которые все как одна стали теперь «полезными», «добрыми», «задушевными». И, что самое главное, «без желтизны». Во всяком случае, это постоянно озвучивается. Но… не соблюдается! Желтых шоу действительно больше нет. Только белые, если можно так выразиться. Чистые и светлые. Но желтизна проникла туда, где не ждали. Например, в песенный проект того же Малахова «Привет, Андрей!». Программу многие хвалили как раз за то, что теплая, уютная, не скандальная. И вдруг оказалось, что без скандалов-то никак не обойтись. Поэтому в выпуске передачи, посвященном песням о семье, редакторы зачем-то организовали встречу одного из участников с его мамой, которая бросила его еще в детстве, как и остальных своих многочисленных детей. Все помнят, как Лера Кудрявцева, присутствовавшая в студии в качестве гостя, плеснула этой матери-кукушке водой в лицо. Скандал? Скандал. Был и другой выпуск, в котором одна сестра разыскивала другую. И нашла ее в городе Дмитрове Московской области. Вроде бы счастливая история. Но найденная сестра вдруг поведала, как в Дмитровском театре, куда она устроилась работать, ее домогался режиссер. Тоже история наделала шума. Акцент в обоих случаях был смещен с песен и задушевности на грязное белье.
А недавний «Закрытый показ», в котором поругались Александр Гордон и Никита Кологривый? Кто-нибудь помнит, какой фильм там показали? А вот про то, как Гордон выгнал из студии Кологривого, разговоры идут до сих пор. Есть ощущение, что продюсеры и редакторы намеренно протаскивают все желтое и скандальное в передачи, которые изначально позиционируются как социально направленные и даже культурно-просветительские.
— Давайте мысленно вернемся к тому, что было раньше, — предлагает телеведущий Владимир Березин. — Было такое, что все пилили, громили и выворачивали наизнанку, стараясь привлечь внимание. Это бразильская модель телевидения. Скандалы всегда привлекают внимание. Будем надеяться, что все же проходят времена всего желтого, кислого и тухлого. Именно проходят. Ведь свидетельством того, что они еще не прошли, является то, что по кусочку, по капельке в передачи добавляют скандалы. Потому что… А как же народ, который столько времени приучали к «кислоте», вдруг взять и этого вкусового оттенка лишить? Поэтому и добавляют в передачи своего рода специи, чтобы телевизионное блюдо не казалось зрителю пресным. Вообще бессмыслица происходящего на ТВ в какой-то момент достигла апогея. Я до сих пор помню, как участвовал в качестве гостя в ток-шоу, где обсуждалась сложная судьба певицы Ирины Отиевой. И там один товарищ, огульно всех обвинив в том, что ее бросили, ей никто не помогает, вдруг в знак презрения к присутствовавшим снял штаны и показал свою дряблую задницу. Это было настолько тошнотворно, что я и покойная ныне Ирина Мирошниченко покинули студию… Все ведь имеет свой предел. Когда скандалов и эпатажа столько, что уже и деваться некуда, хочется нажать кнопку «стоп». И ее в какой-то момент нажали. Но иногда по чуть-чуть привычный контент добавляют. Я бы сказал, что так жалеют тех, кто привык это употреблять. И попутно, конечно, привлекают внимание к конкретному медиапродукту.