Музыканты бьют тревогу: искусственный интеллект может отнять у них хлеб насущный.
Потому что он уже пишет музыку в любом стиле и вполне связные тексты, имитирует вокал, делает аранжировки… И скоро заменит собой живых музыкантов!
О потенциальной угрозе со стороны нейросетей заявил президент Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC) и бывший участник группы АВВА Бьорн Ульвеус. Недавно в Париже он представил на эту тему доклад, сделанный по результатам глобального исследования. И надо сказать, что результаты эти печальны для тех, кто трудится в музыкальной индустрии. Рынок искусственного интеллекта в этой сфере неуклонно растет. И предположительно уже через четыре года реальные творческие работники — авторы, композиторы и даже исполнители — могут потерять от четверти всех своих доходов. Но скорее всего, больше. Как бы музыкальным талантам вообще без работы не остаться! Ульвеус
призвал правительства всех стран срочно что-то предпринять. Издать, может быть, специальные законы, которые защищали бы живых творцов от экспансии искусственных…
— У меня дома до сих пор стоит обычный проводной телефон, — вот так неожиданного начал свои рассуждения поэт-песенник Александр Шаганов. — А часто ли мы сейчас звоним по проводному телефону? Мобильная связь вытеснила проводные телефоны! Что с этим делать, скажите, пожалуйста? Запретить мобильную связь? Нет, конечно. То же и с нейросетями. Это определенное веяние времени. Это прогресс, который мы остановить или запретить не можем. Скоро автомобили будут все ездить без водителей. Что тут можно предпринять? Издавать законы в защиту водителей? Чтобы они автомобилями продолжали управлять? Если вы думаете, что искусственный интеллект еще только едет к вам в гости в метро, то нет — он уже у вас на пороге. Уже в дверь позвонил и говорит: «Извините, конечно, но придется вам в своей квартире потесниться». Мое мнение, что никаких запретительных моментов быть не должно. Это уже не поможет. Остается только… трудиться. И авторам, и исполнителям надо будет трудиться более точно, делать все возможное, чтобы успешно конкурировать с нейросетями.
— Песня, сконструированная искусственным интеллектом, все равно не будет иметь того, что дает ей долгую жизнь, — уверен Симон Осиашвили. — В песне должна быть душа. И душевность. А как раз этого, мне кажется, искусственный интеллект предложить не может. То есть, с одной стороны, больших опасений, что ИИ полностью отберет у нас хлеб, у меня лично нет. Но с другой стороны… Я согласен, что нужны законы, которые бы не позволяли нейросетям полностью заменять музыкантов и авторов. И не только из-за того, что это может снизить их доходы. А еще потому, что это один из первых шагов к тому, чтобы ИИ вообще заменил собой человека в принципе и чтобы осуществились самые мрачные фантазии писателей-фантастов, в которых алгоритмы доминируют над живыми людьми. Поэтому нейросети нужно ограничивать, в том числе и законодательно.
— Все мы знаем, что искусственный интеллект действительно сейчас демонстрирует какие-то уникальные возможности, — говорит певец Сергей Беликов. — Но мы также знаем, что робот-пылесос при уборке в квартире может так накосячить, как не накосячит домработница. Ситуация с искусственным интеллектом в сфере музыки и шоу-бизнеса, как мне представляется, неоднозначна. Тревоги Бьорна Ульвеуса по поводу того, что скоро люди для создания музыки станут не нужны, с одной стороны, обоснованны. Но с другой стороны, все, что по-настоящему задевает сердца людей, все это является рукотворным. Мне кажется, что разум человеческий в творческой сфере незаменим. И он возобладает. Тут есть другая опасность. Ментальность и степень восприятия людей могут опуститься до такого уровня, когда их будет полностью удовлетворять созданное искусственным интеллектом. Вот это страшно. Может получиться так, что массовому потребителю станут не нужны истинные человеческие проявления гениальности и таланта.