В этом году исполняется 45 лет легендарному фильму «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. О съемках картины рассказали близкие режиссера — его вдова Вера Алентова и дочь Юлия Меньшова.
Вера Алентова:
— Поначалу коллегия киностудии «Мосфильм» приняла наш фильм в штыки, как ни странно (режиссера обвинили в создании «пошлых и мещанских» образов главных героев. — Ред.). Поэтому мы не ждали ничего хорошего. И вдруг картина настолько полюбилась зрителям! В кинотеатрах стояли сумасшедшие очереди. Ряд других стран закупили фильм для показов у себя. Никто (из мосфильмовской коллегии. — Ред.) перед Меньшовым не извинился, не признал свою неправоту. Но у нас все равно было ощущение радости от того, что фильм оказался нужен не только нам.
Юлия Меньшова:
— Никакого ажиотажа и истерики по поводу безумного успеха не было. Да, картина собирает гигантские очереди в нашей стране, да, восторженные отзывы за рубежом. Да, «Оскар» получили. При этом родители продолжали ездить в метро. А я продолжала посещать самую обычную московскую школу. Родители моих одноклассников, может быть, говорили между собой, что «вот у нас учится дочка Меньшова и Алентовой». Но на мне это никак не отражалось. Я не осознавала, что родители мои сняли великий фильм. Жила обычной жизнью. И рада тому, что было именно так.
Вера Алентова:
— Однажды Раечка Рязанова (актриса, исполнительница роли Тоси. — Ред.) сказала очень хорошо, что «это фильм — про нас. Именно поэтому его полюбили». И зарубежные зрители говорили, посмотрев, что «мы впервые увидели, как вы в СССР живете, о чем мечтаете, во что одеты…» Ранее многие (в западных странах. — Ред.) полагали, будто мы чуть ли не в шкурах ходим. И они добавляли: «это фильм про нас, мы такие же». Это очень важно.
Юлия Меньшова:
— Папа носил с собой записную книжку. И вносил в нее разные смешные выражения, которые где-то слышал. Такая у него была привычка еще с юности. Он не знал, что станет режиссером, но почему-то фиксировал. А позже обогащал этими фразами свои сценарии. Историю про то, что Людмила просит говорить «хэллоу», а не «общежитие слушает», папа подметил в реальности у каких-то девочек. И «Не учите меня жить, а лучше помогите материально», и «Давайте дружить домами. Нет, лучше семьями», и огромное количество других фраз — все это было привнесено в сценарий папой. Кстати, мы использовали эти выражения иногда и в повседневной жизни, они были органичны в нашем семейном словаре.
Вера Алентова:
— Фильмы обычно устаревают быстро. Нашему 45. Однако его смотрят и пересматривают, в том числе молодые зрители. Это огромное счастье. При этом, особой ностальгии я не испытываю в моменты показа нашей картины. Но приятные воспоминания в сердце храню. Замечательное время было. Оно живо до сих пор в фильме.
Юлия Меньшова:
— Когда-то давно папа сказал, что мечтает снять кино, которое хотелось бы пересматривать самому. Мне кажется, что «Москва слезам не верит» наполнена такой искренностью! И это очень мощная энергия, которая способна пробивать сердца. В большой степени заложена и идеология советского человека — такого, каким был папа. Он верил в справедливость жизни, в то, что если человек хочет добиться чего-либо, то он добивается. В его собственной биографии так и происходило. Папа сложно шел к режиссуре. Парень из Астрахани, которому прочили в юности работу на рыболовецком судне и более ничего. Но он шел напролом к другой цели. И добился ее!
Вера Алентова:
— Да, Владимир Валентинович сказал в одном из интервью: «Катерина — это я». И это правда…