Почему на самом деле уволили Хаматову?

111

Почему на самом деле уволили Хаматову?

Актриса, уехавшая из России одной из первых и осевшая в Латвии, потеряла работу.

Ее уволили из Нового Рижского театра. И в прибалтийской прессе уже успели написать почему. Но названная там причина, скорее всего, далека от реальной…

Чулпан Хаматову в России многие считают предательницей. И новость о ее увольнении у некоторых вызвала злорадное чувство: мол, так ей и надо, бумеранг прилетел и т. д. Но почему вдруг?

«У актрисы не получилось влиться в труппу и найти своего зрителя», — пояснил режиссер Рижского театра Алвис Херманис, близкий друг Чулпан, который и принимал ее на работу.

Однако театральный блогер и актер Сергей Марочкин считает, что на самом деле все не так. Продажи на спектакли с Хаматовой были неплохие, то есть своего зрителя она все же нашла. Да и «влиться в группу» должна была именно с помощью режиссера. И если этого не произошло, то тут вина вышестоящих.

— И реальная причина банально в том, что власти Латвии против русских артистов в своих театрах, — уверен Марочкин.

Однако почему же тогда Чулпан продержали в Рижском театре так долго? Да и вообще ее туда приняли? Ведь латвийские власти уже давно не скрывают негативного отношения к России…

— Мне кажется, Херманис по отношению к Хаматовой в свое время просто сделал жест доброй воли, — считает режиссер, народный артист России Андрей Житинкин. — Он ведь когда-то поставил несколько спектаклей у нас в Театре наций, в которых играли Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. И вот когда Чулпан оказалась в Латвии, он из чисто человеческих побуждений протянул ей руку помощи и взял в свой театр. Но на определенный срок. Я думаю, у них была договоренность, на сколько лет он ее берет. Потому что держать ее бесконечно было невозможно. Она выходила на сцену один-два раза в месяц, а любой драматический актер должен выходить на сцену 10-15 раз в месяц. Если у Чулпан был контракт, то сейчас он просто закончился. Мне кажется, здесь нет никакой политической подоплеки, никакого скандала.

— Но почему ей не дали больше ролей, чтобы она выходила чаще, раз это необходимо?

— Потому что она — не носитель языка. Наивно полагать, что русские актеры будут популярны на Западе. И не важно, в какой стране. Они все равно будут говорить с акцентом, даже если в совершенстве выучат язык. Есть знаменитый пример с Михаилом Козаковым, с которым я работал и который в свое время переехал в Израиль. Он там на иврите пытался играть Тригорина в «Чайке». И весь Израиль прибегал на спектакль посмеяться. Потому что он на иврите очень забавно говорил. Хотя все вызубрил, у него прекрасное ухо и он слышит особенности языка. Но все равно. Ведь там даже мелодика другая… То же самое с Чулпан. Она учила язык. Но играть на нем полноценно не могла. А если думала, что ее будут смотреть русские… Так ведь русских в Прибалтике все меньше и меньше. А русского театрального зрителя практически нет. Чулпан еще пошли навстречу, потому что она довольно долго прослужила в Рижском театре. На Западе сейчас не заключают с актерами долгосрочные контракты. Самый распространенный вариант — контракт на год. Его могут продлить, а могут и не про­длить, уж как получится. Поэтому Чулпан отработала столько, на сколько была договоренность с Херманисом.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Джигурда и Кожевников спели про Аляску

— Но он ведь мог продлить с ней контракт?

— Мог. Но я подозреваю, что на него надавили местные власти. Если вы помните, режиссер Римас Туминас работал у нас в России. И когда вернулся к себе на родину, получил запрет на работу во всех театрах Литвы. У него была смертельная болезнь. И для того, чтобы оплачивать лечение и лекарства, он уехал ставить спектакли в Израиль.

— А что Хаматова будет делать? Может, тоже полетит в Израиль?

— Вряд ли. Там ей тоже надо будет учить язык. У нее вообще сейчас сложная ситуация. Потеряв возможность играть в театре, она не может переключиться на кино. Ее не будут снимать в кино! И это не имеет отношения ни к ее таланту, ни к ее внешности. Просто не будут и все. Во-первых, потому что русским актерам пробиться в западное кино очень тяжело. Во-вторых, как режиссер, не могу не сказать, что у Чулпан щелкает счетчик. Она уже немолода. А возрастные роли для актрис выпадают очень редко! И любую возрастную роль ждут местные актрисы. Там бешеная конкуренция. И Чулпан не на что рассчитывать.

— Но Хаматова говорит, что у нее много другой работы. Она не грустит, недавно веселилась на празднике в том же Рижском театре…

— Это хорошая мина при плохой игре. Она не может показать, что у нее депрессия, что все складывается печальным образом. У нее единственный шанс — поехать в русские театры в Европе. Она там уже стала делать какие-то проекты. Но пока только концертного типа. Но одно дело — поехать куда-то с концертом, а другое — работать на постоянной основе там, где ты живешь. Поэтому какая-то работа у нее, может, и есть. Но непостоянная. И вообще ситуация у нее сейчас очень сложная.