Кинематограф всегда проявлял интерес к классическим произведениям. Но иногда этот интерес кажется особенно обостренным. Сейчас, например, в России наблюдается бум экранизаций литературных шедевров!
Классическая литература постоянно вдохновляет режиссеров. Например, по сюжету шекспировского «Отелло» существует около сотни фильмов. Поэтому, с одной стороны, классика в кино — обычное дело. Но сейчас в России с классикой, как многим кажется, явный перебор. Только что состоялась премьера «Мастера и Маргариты» по Булгакову с супругами Евгением Цыгановым и Юлией Снигирь в главных ролях. Отзывы контрастные: от восторженных до резко отрицательных. Почти наверняка вызовет ажиотаж и «Евгений Онегин» по роману в стихах Пушкина. Главных героев воплотили Виктор Добронравов, Елизавета Моряк и Владимир Вдовиченков. Фильм выйдет в прокат в марте. Тогда же состоится показ сериала по роману Достоевского «Преступление и наказание». Это версия от режиссера Владимира Мирзоева. В ролях: Иван Янковский, Любовь Аксенова, Алена Михайлова и Тихон Жизневский.
Ну и вишенка на торте — ожидаемая премьера «12 стульев» Ильфа и Петрова. За новую экранизацию классики сатиры и юмора взялся режиссер Петр Зеленов. Причем Остапа Бендера у него сыграл Дмитрий Нагиев!
С чего вдруг наши режиссеры дружно обратили свой творческий взор на шедевры литературы и снимают то, что уже не раз снято-переснято?
— Традицию нужно обновлять все время, — считает Владимир Мирзоев, — чтобы она оставалась живой. Это как в живой природе с эволюцией. Должна быть постоянная изменчивость, чтобы работал отбор. То же самое с культурной традицией. Ее можно только двигать вперед, только развивать, только все время обновлять, находить в ней бесконечную новизну и изменчивость, чтобы она оставалась живой. Иначе традиция умирает, она разрушается, и мы просто погибаем, пропадаем.
Режиссер «Евгения Онегина» Сарик Андреасян скромно заметил, что после его картины классику начнут снимать еще больше и чаще:
— Потому что, как мне кажется, до этого ей не было уделено должного внимания — либо делали какие-то театральные постановки, либо артхаусные эксперименты, но масштабной экранизации российской классики — минимум.
— Отбросим в сторону красивые слова и скажем прямо: режиссеры кушать хотят! Так и напишите, — заявил Владимир Бортко, который в свое время экранизировал Булгакова и Гоголя.
И он не одинок в своем мнении. Многие уверены, что повышенный интерес к классике конкретно сейчас продиктован отнюдь не любовью к Пушкину или Достоевскому, а финансами. На классику государство охотнее выделяет средства. И не скупится! Например, бюджет нового «Мастера и Маргариты» — 1,2 млрд рублей. Собрать такую же сумму на экранизацию современного сценария гораздо сложнее.
Лидия Мезина
Фото: Кадр из фильма.