Наиболее важным показателем мастерства педагогов и всей их культуры общения является педагогический такт.
Общаясь со своими воспитанниками, проявляя чувство меры в отношениях с ними, уважая их личность и налаживая хороший стиль общения, педагоги проявляют педагогический такт, его сущность. Педагогический такт, его признаки и составляющие подробнее перейдя по ссылке https://pedagogika.org/index/pedagogicheskij_takt_ego..
Несколько признаков педагогического такта:
1. человечность, не имеющая высокомерия;
2. не придирчивая и не грубая требовательность;
3. уважение личности воспитанника, его достоинства — без оказания давления, внушения, унижения и приказов;
4. умение отдавать свои распоряжения и выражать просьбы, не быть тщеславными;
5. не быть безразличными и не превозноситься, слушая собеседника, уметь способность выслушать;
6. быть уравновешенным, общаться по делу, не раздражаясь и не злясь;
7. не проявлять фамильярности в общении и не устраивать «показуху»;
8. быть принципиальным, проявлять настойчивость, но без упрямства;
9. быть чувствительным и внимательным, но не подчеркивать это;
10. иметь чувство юмора, не насмехаясь;
11. иметь не притворную скромность.
Педагогическая деятельность заключается в проявлении педагогической культуры и педагогического такта. Хороший зрелый педагог тактичен, он мастер своего ремесла. Он постоянно совершенствуется и развивается в формировании такта. И нет предела тому, как педагогический такт многообразен и многогранен.
Социальный интеллект – это еще одна грань педагогического такта. Она дает способность понимать и распознавать индивидуальные черты ребенка, понять мотивацию его поведения.
Этот интеллект заключается в готовности к сотрудничеству, интерес в благополучии своих воспитанников. Проявляется он и в эффективности ожидания успеха во взаимоотношениях личностей, их интересах, в сострадании к ним.
Обладатель прекрасного педагогического такта К. Д. Ушинский писал, что без такта невозможно стать хорошим педагогом. В его понимании такт действует моментально. Психология, какая бы она ни была, не может заменить ни одному человеку педагогического такта.