Полезно ли хвалить детей? Мнение экспертов

2250

Похвала это хорошо или плохо? В некоторых семьях не принято хвалить детей, чтобы не выросли неблагодарными зазнайками и не переставали стараться. В последние годы психологи все чаще рекомендуют детей хвалить, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах и знал, к чему ему нужно стремиться. А как на самом деле? Последнее мнение экспертов  все зависит от формулировки!

Ребенок Вас нарисовал. Наверное, он старался, но… бывало и лучше. Почему-то малыш забыл нарисовать шею, да и солнце оказалось под ногами. Мама его хвалит. За старание. А надо ли? Вопрос неоднозначный.

По мнению экспертов, в похвале нет ничего плохого. Главное, чтобы она соответствовала действительности, а не была преувеличением.

Дело в том, что неискренняя похвала может испортить все. Ребенок, несмотря на свой нежный возраст, не так глуп, как может показаться взрослому. Он чувствует, что его хвалят неискренне и… привыкает к легкой похвале. Как это скажется на нем в будущем? Такие дети начинают избегать любых трудностей.

Так, если ребенок недостаточно уверен в своих силах, он не захочет браться за более сложные задачи после чрезмерной похвалы.

Всего одно слово может менять эффект от сказанного… «Невероятно красиво получилось» НЕправильно! «Красиво получилось» правильно!

Неужели наличие одного слова, несколько преувеличивающее реальные достижения ребенка, способно делать детей неуверенными в своих силах? Судя по исследованиям, да! Только не ясно почему. Одно из предположений преувеличенная похвала задает детям чрезмерно высокую планку и они опасаются не соответствовать ей в будущем.

Так как же надо хвалить детей?

По мнению психолога Ж. Бруммельмана, важно подумать над тем, что Вы скажете, чтобы ребенок не опасался впоследствии не соответствовать установленной планке.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Из-за плохой уборки дворов в столице оштрафовали более 120 обслуживающих организаций

Професор К. Двек посвятил 20 лет своей научной работе, посвященной психологии,  и пришел к выводу:

хвалить нужно не за качества ребенка (ум, красоту, талант), а за старание!

Один из экспериментов показал: когда ребенка хвалили за ум он старался брать задания попроще. Наверное, чтобы не сесть в лужу. А вот когда ребят хвалили за старания, они старались еще больше.

Кстати, то же самое касается замечаний: они должны звучать в конструктивном ключе. Например, вместо того, чтобы ругать ребенка, нужно отметить, что малыш недостаточно сосредоточился. Это поможет маленькому человеку понять, что именно нужно исправить в будущем.

Конечно, в вопросе похвалы немаловажную роль играет возраст ребенка. Малышам подойдет любая похвала, а вот со школьниками важно соблюдать тонкости.

А как на счет того, чтобы выделить ребенка на фоне других? Например: «Ты нарисовал дерево красивее всех!». Согласно проведенному эксперименту, лучше этого не делать. Такая похвала также снижала мотивацию к действию, и заставляла детей выбирать задания попроще. Наверное, они просто боялись потерять лидирующие позиции.

К слову, проведенные исследования позволяют оценить, как влияет похвала на ребенка в краткосрочной перспективе. Что же касается перспективы долгосрочной, изучить влияние похвалы на достижения ребенка в будущем затруднительно.