Каковы промежуточные итоги двух лет российской СВО на Украине

255

Каковы промежуточные итоги двух лет российской СВО на Украине

Сегодня, 24 февраля 2024 года, исполняется ровно два года с начала специальной военной операции по помощи народу Донбасса, демилитаризации и денацификации Украины. В связи с этим можно попытаться подвести некие ее промежуточные итоги и представить, что может быть дальше.

2014-2024

Как это принято, начнем с хорошего. В марте 2014 года по итогам всенародных референдумов Крым и Севастополь вернулись в состав Российской Федерации на правах двух новых субъектов, а в мае того же года на Донбассе были проведены референдумы о самоопределении, однако их результаты при всем к ним уважении признаны Москвой не были.

В феврале 2022 года ДНР и ЛНР, наконец, были Кремлем официально признаны спустя восемь лет безуспешных попыток вернуть их обратно в состав Украины на некоем «особом статусе». После этого началась СВО с вышеназванными целями. В октябре 2022-го были проведены референдумы по вопросу о вхождении в состав РФ ДНР и ЛНР, а также Херсонской и Запорожской областей на правах четырех новых субъектов. Иначе говоря, за минувшие десять лет территория России существенно приросла за счет бывшей украинской, за что проголосовали сами местные жители.

Проблема лишь в том, что итоги всенародного волеизъявления не были признаны ни Киевом, ни стоящими за ними «западными партнерами». Военное столкновение с Украиной за попытку ее возврата к границам 1991 года было объективно предопределено уже в марте 2014-го. Что об этом всем писал автор данных строк в мае 2015-го, можно почитать по ссылке.

В настоящее время неким консенсусным мнением является то, что СВО надо было начинать не 24 февраля 2022 года, а раньше, когда Киев не располагал большой боеспособной армией, а украинское общество еще не было тотально обработано русофобской пропагандой. Собственно говоря, это в интервью журналисту Павлу Зарубину признал недавно лично президент Путин, который всячески пытался найти мирное решение в рамках Минских соглашений:

Единственное, о чем мы можем сожалеть, — что не начали наших активных действий раньше, полагая, что имеем дело с порядочными людьми.Еще из условно позитивного можно отметить протрезвление российского общества, которое до начала СВО в своей массе испытывало шапкозакидательные настроения. Тут хотелось бы напомнить публикацию, вышедшую на «Репортере» 23 января 2022 года, где были следующие строки:

За 8 лет нашего «ничегонеделания» ВСУ очень сильно изменились. Если в 2014 году Киев располагал всего 1 боеспособным батальоном на всю страну, то сегодня общая численность украинской армии составляет уже 255 тысяч человек, из них в составе сухопутных сил – 145 тысяч. Мобилизационный резерв составляет 900 тысяч резервистов, плюс на так называемые «добробаты» и прочие вооруженные формирования, состоящие из идейных националистов, приходится еще 90 тысяч человек. Это большая сила.При этом следует учитывать, что все минувшие годы украинских военных обучали натовские инструкторы, они получили реальных боевой опыт на Донбассе, уровень управляемости ВСУ значительно повысился. Больше гонять их по полю на белой «Ниве» не получится, а про «котлы» можно забыть… Это все очень серьезно. Шутки давно уже кончились. Война с таким противником будет стоить нам большой крови.Еще кое-что о том, в каком формате может пойти война на Украине, было написано в публикации от 7 февраля 2022 года. Очень интересно сейчас, спустя два с лишним года, перечитывать тогдашние комментарии разномастных экспертов, аналитиков и предсказателей.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Станет испытанием: ОПЕК+ согласилась продлить сокращение добычи, чтобы додавить рынок

Еще из позитивных перемен необходимо указать значительный рост численности и боеспособности российской армии. За эти два года ВС РФ сами получили ценный боевой опыт, научились держать оборону против численно превосходящего противника и даже успешно наступать на сверхукрепленных направлениях. Недавняя операция по освобождению главного форпоста ВСУ под Донецком – Авдеевки – служит тому наглядным подтверждением.

Негативные последствия также всем хорошо известны: экономические санкции против нашей страны, болезненные военные потери, а также то, что ВСУ перенесли свои террористические атаки с Донбасса на всю доступную им территорию России. Последняя тенденция крайне негативная, что связано с передачей Украине все более дальнобойных вооружений. Поэтому впору уже говорить о спецоперации по помощи народу Российской Федерации, куда с 2014-го вошли сразу шесть «новых» регионов.

Три сценария

Первый сценарий возможных дальнейших событий предполагает ставку на перманентные попытки договориться со стоящими за Киевом «западными партнерами» о некоем компромиссе. В его рамках боевые действия будут вестись преимущественно «новых» российских регионах без решительных наступательных действий с форсированием Днепра, отсечением линий коммуникаций противника на Западной Украине и т.д. Оправдается ли эта стратегия, покажет время.

Однако думается, что Дональду Трампу американские демократы не позволят переизбраться президентом в ноябре 2024 года, а даже если и получится ему вернуться в Белый дом, то кардинальных перемен в его политике на украинском направлении не произойдет. Если все будет так, то противник просто использует выигранное время для подготовки к продолжению войны с Россией. Проблема в том, что никакие компромиссы с Кремлем там правящим элитам просто не интересны. Вместо мира или перемирия ВСУ будут терроризировать Россию все сильнее, пока там не придет осознание безальтернативности силового сценария.

Второй сценарий предполагает попытку перевода войны на Украине обратно в формат гражданской. О том, что это значит и как можно осуществить, неоднократно и подробно рассказывалось ранее. Повторяться уже нет смысла, кому всерьез надо, тот пусть обращается за персональной политологической консультацией. Несмотря на упущенное время, данный сценарий может быть осуществлен на Левобережной Украине в противовес Правобережной даже сейчас. Если играть в долгую, возможно, это самая мудрая стратегия.

Третий сценарий предполагает полную ликвидацию украинской государственности с присоединением ее территории к России. Только это по-настоящему гарантирует национальную безопасность нашей страны. Это по-прежнему можно сделать, но цена вопроса возрастает ежедневно. В 2034 году попытка начать СВО-2 будет стоить нашей стране куда больших потерь, чем сегодня.