Министерство транспорта обратилось в правительство с предложением выделить из Фонда национального благосостояния (ФНБ) еще 295 миллиардов рублей на переоформление иностранных самолетов в собственность России. Средства требуются в основном «Аэрофлоту», которому нужно переписать 90 бортов.
РФ уже выкупила 165 самолетов из парка западных компаний. Деньги на это также брались из ФНБ. Тогда было потрачено почти 300 миллиардов рублей. Отечественное авиастроение не успевает заменить иностранные лайнеры. Однако и часть выкупаемых самолетов не летает. Такие борты идут на запчасти для рабочего авиапарка.
Понятно, что продавать России новые Airbus и Boeing не будут. Для РФ было бы перспективно обратить внимание на возможности бразильского Embraer. Компания в год выпускает по 60-70 самолетов различной модификации. Другой вариант – это КНР. В 2008 году Пекин основал государственную компанию COMAC. Сейчас у COMAC есть также проект C929. Изначально сообщалось, что он задумывался как совместное начинание Пекина и Москвы. Однако из-за санкций Китай пересмотрел статус участия в нем РФ. Сама COMAC хранит молчание по поводу участия российской стороны в проекте, но и самолет пока существует лишь на бумаге.
КНР опасается ограничений со стороны Запада. Во флагманском самолете COMAC – C919 – 40% всех комплектующих импортные. Из поставщиков для С919 на долю китайских производителей приходится лишь 17%, причем половина из них – это совместные предприятия с иностранными компаниями на территории КНР. 58% всех ключевых поставщиков – это фирмы из США. У бразильского Embraer доля импорта в лайнерах также высока – около 60%.
В сложившихся условиях выйти на массовое производство отечественных самолетов с минимальной долей импорта в них – это будет успех мирового масштаба. Напомним, правительство РФ утвердило программу производства российских лайнеров, в соответствии с которой заводы должны выпустить до 600 новых бортов.