Константин Богомолов отомстил Виктюку?

1142

Константин Богомолов отомстил Виктюку?

От эпатажного режиссера ждут чего угодно. Но он все равно сумел удивить.

Взял и ликвидировал театр Романа Виктюка, вызвав невероятный скандал и заставив всех гадать: а почему, собственно, он это сделал?

Формально театр Романа Виктюка никуда не делся — стоит на прежнем месте. Но Константин Богомолов, который стал руководителем этого учреждения культуры всего месяц назад, избавился от фамилии основателя на вывеске. Там теперь другая фамилия — архитектора Константина Мельникова. Он когда-то построил здание, в котором творил Виктюк. Поэтому творческое пространство получило название Театр-Сцена «Мельников».

Но переименованием дело не ограничилось. Актер и режиссер Дмитрий Голубев сообщил в соцсетях, что с репертуара будут сняты спектакли Виктюка «Служанки», «Последняя любовь Дон Жуана», «Несравненная!», «Иллюзии любви», «Кот в сапогах», «Маскарад Маркиза де Сада». Также будут закрыты спектакли «Венецианка» Игоря Неведрова и «Лакейские игры» Александра Карпушина. А спектакль «Федра» переделают.

В общем, от наследия Виктюка практически ничего не останется. Хотя Богомолов пообещал сохранить информацию о нем на сайте. А на фасаде когда-нибудь повесить памятную табличку. Но в театральных кругах считают, что этого мало. В интернете появилась петиция, в которой произошедшее назвали «беспределом и театральным вандализмом», «актом насилия над художественно-историческим наследием России». Богомолова требуют убрать, а все остальное — вернуть как было. Включая спектакли.

— Расставание со спектак­лями, как и с прошлым, — всегда болезненно. И мы отлично осознаем это, но полагаем принимаемые решения единственно верными. Театр — не музей, и жив театр только когда открыт к переменам, — объясняет Богомолов.

Однако многие уверены, что революционные преобразования он затеял не потому, что они были необходимы, а… из мести. Роман Виктюк при жизни категорически не принимал творчество Богомолова, критиковал его. А тот, как предполагают, это запомнил.

— Я не знаю, с чем связано это решение Богомолова, но считаю, что оно очень странное, — говорит режиссер, народный артист РФ Андрей Житинкин. — Во-первых, оно слишком быстрое. А во-вторых, это невероятный удар по театру. Потому что актеры потеряли спектакли. В том числе самый главный, культовый — «Служанки». И понятно, что сейчас еще начнется исход актеров. Ведь они все-таки ученики Виктюка. Кроме того, дело еще в том, что Роман Виктюк — создатель этого театра. У нас есть БДТ имени Товстоногова, «Ленком Захарова»… И был театр Виктюка. Он ведь тоже внес огромный вклад в искусство. Поэтому, мне кажется, было правильным, что существовал театр его имени. Там шли специфические спектакли. Для той пуб­лики, которая хорошо разбирается, например, в поэзии, любит модерн… То есть это был изысканный театр, эстетский. А вот те планы, о которых объявил Богомолов, уже не имеют никакого отношения к эстетизму. Поскольку он продолжает руководить также театром на Малой Бронной и там должен ставить спектакли сам, то сюда, в бывший теперь уже театр Виктюка, пригласит огромное количество молодых режиссеров, которые будут что-то ставить. Он для них, судя по всему, расчищает площадку. И многие актеры прежнего состава будут вынуждены уйти. Как уходили актеры из театра на Малой Бронной, когда он туда пришел. У Виктюка был авторский театр. А каким он будет теперь?.. Однако, несмотря на то, что театра Виктюка как такового теперь больше нет, еще неизвестно, кто останется в истории — Богомолов или Виктюк? Пусть попробует Богомолов добиться такого признания, какое было у Виктюка. Не секрет, что Виктюк категорически не принимал то, что делал Богомолов. Он говорил, что Богомолов — это режиссер без бога. Что в его стиле, таком все отрицающем, нет связи с высоким, с божественным. А Виктюк был человеком верующим. И видимо, то, что он настолько Богомолова не принимал при жизни, отложило какой-то отпечаток на Богомолова. Уж слишком быстро он расправился с тем, что оставил после себя Виктюк. Так нельзя. По-моему, он перепутал свои функции. Его пригласили в театр Виктюка как кризисного менеджера. Он должен был в плане экономики восстановить то, что успело разрушиться после смерти Мастера. Вот для чего его позвали! А не для того, чтобы он вычерк­нул имя Виктюка и назвал его авторский театр в честь архитектора.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Там таланты не нужны!»