Спектакль театра «Модерн» — фантасмагория или предсказание будущего?

57

Свой первый спектакль по книге Дэниэля Киза «Цветы для Элджернона» режиссер поставил 12 лет назад.

Спектакль театра «Модерн» - фантасмагория или предсказание будущего?

Та постановка получила множество наград и до сих пор идет в РАМТе. Уже в Модерне, Грымов продолжает историю героев этого научно-фантастического рассказа.

…За 30 лет ученые придумали способ, как повысить интеллект Чарли. Спустя 30 лет он возвращается в современный мир 55-летним человеком. В мир, где книги и музыка под запретом, где активно развивается наука и искусственный интеллект, но на задворках оказывается интеллект эмоциональный, и где вопросы нравственности актуальны как никогда. Как воспримет этот мир Чарли? Какими найдет он своих резко постаревших друзей — пережившую трагедию Фэй, озлобленных от несчастливого брака Алису и профессора Барта?

Сам Чарли — жертва смелых лабораторных экспериментов. За 30 лет в его теле поселились несколько личностей, в том числе агрессивный Билли Миллиган. В центре сюжета главные герои произведений Киза, но, по сути, постановка Грымова — это самостоятельная история, написанная драматургом Мариной Сулчани специально для театра Модерн.

В итоге получилась фантазия в стиле хай-тэк. По словам Юрия Грымова, это самая дорогостоящая постановка «Модерна». Тут и ростовые куклы-мыши, и огромные световые краны-роботы, разъезжающие по сцене в поисках жертв, и летающий над головами зрителей шар-дрон. «Ядерного взрыва сегодня не будет», — радостно сообщает ведущий новостей.  Именно таким увидит современный мир пробудившийся спустя 30 лет Чарли Гордон.

Главная роль слабоумного Чарли досталась Александру Серикову. В роли Алисы на сцене театра дебютирует заслуженная артистка РФ Людмила Погорелова.

На сцену снова выходит Чарли, Алиса, доктор Штраусс и доктор Немюр, а ещё Элджернон, та самая мышь, которая была для Чарли единственным другом. Знакомые персонажи, и вроде бы знакомый сюжет, но зритель с первых минут спектакля начинает понимать, что эта постановка не продолжение истории Чарли, а совершенно новый рассказ, который переплетается с другим романом Дэниэла Киза «Таинственные умы Билли Миллигана».

Внутри Чарли живут сразу несколько личностей, среди которых и хладнокровный монстр Билли, который является Alter ego Чарли.

В самом сюжете, написанном драматургом Мариной Сулчани, прослеживается много философских тем, о жизни, о любви, об одиночестве. Ведь история, которая случилась спустя 30 лет, это мир, дошедший до абсурда, в котором искусство, книги и музыка становятся угрозой для людей. Наука и искусственный интеллект избавляет их от нравственности, милосердия и благородства.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Macan, Icegergert, Zivert, Дима Билан, Xolidayboy, Ваня Дмитриенко: TopHit назвал самых популярных исполнителей 2025 года

Роман Платонов, философ: Мне понравилось. Хоть спектакль и не новый, но очень «на злобу дня», видимо потому, что злоба дня становится все сильнее. Смешно слышать негативные отзывы — они все так очевидно от людей, старающихся спрятать голову поглубже в песок. В спектакле зрители увидели оригинальные декорации и особые световые эффекты, призванные подчеркнуть технологичность современного мира.  В новом спектакле Юрий Грымов создает не просто продолжение известного сюжета, а глубокое исследование того, как время преломляет человеческие судьбы. Три десятилетия здесь становятся не просто хронологическим расстоянием, а многогранной метафорой — мерой ответственности за свои решения, шкалой цены научного вмешательства и зеркалом отложенных последствий.

Художественный язык спектакля поражает своей целостностью. Каждый элемент — от лаконичной сценографии до точных пластических решений — работает на эволюцию главной темы: как прошлое продолжает жить в настоящем, как память формирует идентичность. Особенно впечатляет, как режиссер избегает прямолинейности, доверяя зрителю способность читать сложные метафоры.

Искусство «Модерна» в том и заключается, что театр преподносит частное как универсальное. История Чарли Гордона превращается в мощную притчу о нашем времени — о выборе, памяти и той цене, которую мы платим за попытку переписать собственную природу. Мир изменился, то что было нормой в прошлом — запрещено и порицаемо.

Как заметил один из зрителей, Павел Ру, «Главным действующим лицом первого акта становится архитектура света. Первый акт — это визуальная поэма, где лучи и тени рисуют изменившийся мир вокруг героя.

История получилась достаточно запутанная, но интересная. Слушать надо внимательно и думать, поскольку погружаемся мы в мир фантасмагории. Но если поразмыслить, то на самом деле все во многом так и происходит в нашем бешено стремящемся к развитию мире. Спешащие за модными трендами, мы все больше походим на подопытных мышей.  Игра каждого из задействованных актеров просто фееричная, потрясающая, завораживающая! Оформление сцены стильно, красиво, изысканно!