Александр Павлов: «Сериалы убивают кино!»

877

Александр Павлов: «Сериалы убивают кино!»

Александра Павлова знают по картинам «Преступление и наказание», «Агония», «Хождение по мукам»… А недавно отмечали 45-летие фильма «Экипаж», в котором актер исполнил роль штурмана.

— Должен сказать, что моя роль в этом фильме была очень скромная, — говорит Александр Павлович, — но у нас действительно собрался уникальный коллектив: и Георгий Жженов, и Леонид Филатов, и Анатолий Васильев, и Комаки Курихара, и Екатерина Васильева. Александр Митта создал потрясающую атмосферу на съемках, было здорово работать, потому что режиссер точно знал, о чем он хотел сказать. А это важно, когда на площадке все видят, как режиссер фильма знает свое дело.

— А как вам работалось с режиссером Кулиджановым в фильме «Преступление и наказание»?

— Лев Александрович — это настоящая глыба. Много позже я узнал, что он происходил из древнего грузинского рода, и то воспитание и та культура, которые были в нем заложены, они ощущались. На съемочной площадке я ни разу не слышал, чтобы он орал на кого-то или вел себя невежливо. Кулиджанов всегда говорил тихо, делал замечания спокойным голосом, не было никаких истерик, что порой случается во время съемок. Евгений Лебедев иногда переигрывал, и Лев Александрович ему говорил: «Жень, это 22. А ты мне лучше сделай 19…» Вообще Кулиджанов — это особая статья, удивительный человек, у меня о нем только самые добрые воспоминания. «Преступление и наказание» была одна из первых моих работ, в 1968 году я только окончил училище, поэтому все запомнил до мельчайшей детали. И посмотрите, какая великолепная картина получилась, ведь ее до сих пор смотрят.

— Как считаете, почему в советское время снимали такое кино, а сегодня не могут?

— Потому что современная «сериальность» своей скоростью уничтожает кинематограф. Все надо снять и сыграть очень быстро, поэтому сценарий толком не разбирают, с актерами практически не работают. А потом по-настоящему профессиональных режиссеров очень мало. На площадке в основном говорят: «Давайте быстрее текст и не вникайте». Я играл генерала в каком-то сериале, пришел на съемочную площадку, это был кабинет в каком-то министерстве. Арендовали кабинет на день, и все сцены — из третьей, шестой, восьмой, девятой серий — сняли за один день. А ведь надо сообразить, какое настроение в какой серии у моего героя, что происходит по сюжету с другими персонажами. Этого продюсерам не надо, а надо как можно быстрее. Более опытные артисты выкручиваются, а как молодым быть?

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Для кого актуальна печать книг малым тиражом?

Посмотрите, какие в основном сериалы снимаются. Тема бандитизма штампуется как на конвейере, будто у нас нет классической литературы. Островский, Чехов, Достоевский, Лесков — пожалуйста, делайте сериал на богатейшей русской культуре. Но нет, одни сплошные «ментовские войны» и артисты, переходящие из сериала в сериал с практически одинаковыми лицами и одинаковым текстом.

— Но ведь продюсеры, наверное, ориентируются на зрительский интерес.

— Ну понятно, что все хотят заработать сейчас. Но если вдуматься, то какое поколение мы воспитаем на этих сериалах, где все друг друга предают, подставляют, сдают? И чем герой подлее и коварнее, тем интереснее. Что потом будет с нашим молодым поколением?  Как им жить? Что будет с их душами?

— А вы довольны тем, как сложилась ваша судьба?

— Безусловно. Надо честно признать, не всем в этой жизни везет. А мне, положа руку на сердце, очень повезло. Жизнь подарила прекрасную профессию и благодаря этому знакомства с талантливыми людьми. Я много лет дружил с замечательной актрисой Софико Чиаурели. Вся ее семья — это такой источник культуры, любви, мудрости! Когда Софико праздновала свой юбилей, то ей приходилось принимать людей целых четыре дня — столько было желающих прийти поздравить ее и пожелать здоровья… Мне повезло познакомиться с Георгием Жженовым, мы общались, дружили. Однажды я по глупости (мне потом было очень стыдно) спросил его, за что ему дали такой большой срок. Он мне ответил: «Когда дают 19 лет заключения, не спрашивают за что…» Георгий Степанович подарил мне свою книгу, и я, конечно, был потрясен силой его характера, тому, что он выдержал такие удары судьбы. И общение с такими людьми — это просто фантастика. Поэтому я искренне считаю, что родился под счастливой звездой.