Госзаказ в кино: нужно ли его возвращать?

211

Министерство просвещения направило в Минкультуры новый список тем, рекомендуемых для кинопроизводства. На этот раз там все про достижения советской и российской науки и про выдающихся ученых.

Госзаказ в кино: нужно ли его возвращать?

Список по тематике «научпоп» появился не просто так, а потому что было поручение президента о «принятии мер, необходимых для обес­печения производства и проката полнометражных художественных фильмов в целях популяризации достижений российской науки и повышения престижа профессии ученого». Вот чиновники Минпросвещения и конкретизировали, что именно надо снять и почему.

Например, фильм с условным названием «Советский атомный проект» необходим не только для того, чтобы рассказать про отечественные атомные разработки, но и опровергнуть сложившееся мнение, будто успехом проекта Россия обязана иностранным ядерщикам.

В списке есть и ретроспектива, посвященная созданию и запуску первого искусственного спутника Земли. Отмечается, что фильм можно сделать приключенческим и он «мог бы показать напряженную работу, конкуренцию с США и триумфальное событие 1957 года».

Также рекомендованы к производству фильмы о советских программах по исследованию Луны (там материала на целый сериал!), про то, как готовили экспедицию на Венеру, создав для этого специальный космический аппарат, о разработке термоядерного реактора, о создании отечественной вакцины от ковида и т. д.

Отдельно идет перечень байопиков о великих ученых — Михаиле Ломоносове, Дмитрии Менделееве, Иване Павлове, Софье Ковалевской, Константине Циолковском, Илье Мечникове, Николае Вавилове и других.

Минпросвещения уже не первый раз делится с Минкультуры своими соображениями, какие фильмы надо бы снимать. До этого уже были список советских киношедевров, на которые желательно сделать ремейки, чтобы они были ближе и понятнее современному поколению, а также перечень литературных произведений для возможной экранизации. Что это, как не госзаказ, который существовал в советское время? Тогда по госзаказу были сняты такие фильмы, как «Девчата» и «Высота», для популяризации рабочих профессий, «Следствие ведут ЗнаТоКи» для повышения авторитета советской милиции, «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин» для поддержания статуса вооруженных сил, «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» для высмеивания лентяев, тунеядцев и мелких жуликов.

Однако в советское время, если ставилась задача по госзаказу, то она полностью государством оплачивалась. А сейчас Минкультуры и Фонд кино выделяют деньги по довольно загадочным критериям. Одним дают, другим не дают. А чем при этом руководствуются, не совсем понятно. Но точно не списками из Минпросвещения.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Получится ли у Зейналовой?

Получается, что госзаказ вроде бы есть, но отдельная статья расходов на его выполнение не предусмотрена. Зато финансируются зачастую довольно странные

Госзаказ в кино: нужно ли его возвращать?

проекты. На это обратила внимание Мария Шукшина, которая в качестве академика Российской академии кинематографических искусств, отсматривала фильмы на соискание премии «Ника». Многие конкурсные работы были сняты при поддержке Минкультуры или Фонда кино.

— И вот я смотрю эти фильмы, где главные герои — проститутки, наркоманы, сектанты, суицидники, — рассказывает Шукшина. — Есть фильм про отчима-педофила и 14-летнюю девочку. Есть про молодых преступников. Вот, например, приведу фильм с названием «Панические атаки». Там главная героиня, молодая девушка, живет в некоем поселке Никель на границе с Норвегией. И для того чтобы осуществить свою заветную мечту — уехать из России и остаться за границей, она убивает пятерых норвежцев на территории Норвегии. Мечта ее сбывается,

Госзаказ в кино: нужно ли его возвращать?

она остается в Норвегии в тюрьме. Профинансирован этот фильм Министерством культуры РФ!

Как так получилось? И как сделать, чтобы подобные случаи свести если не к нулю, то к минимуму?

— Должен быть госзаказ, — говорит народный артист и депутат Госдумы Николай Бурляев. — Это давно понятно и всем кинематографистам, и нашему народу, который ожидает достойных качественных фильмов о наших героях, о наших подвижниках, о наших достижениях. Государство должно понимать, что кино — это духовно-стратегическое оружие, которое формирует поколения. А у нас, к сожалению, все еще наблюдается перекос в сторону кино рыночного. Поэтому, на мой взгляд, нужен институт государственного кино, который мог бы отвечать за создание качественных фильмов, основанных на уважении к истории России и нашим духовно-нравственным ценностям.

— У нас в последние годы и так многие фильмы снимаются по государственным лекалам, — считает киновед Вячеслав Шмыров. — И надо сначала понять, что такое госзаказ, что имеется в виду. Точнее, так: кто этот заказ будет формулировать? У нас нет экспертного сообщества. Оно разрушено. Кто тогда будет заказывать? Это будут делать депутаты? Пусть они сначала свою работу хорошо делают, а потом будут учить других.