История болезни Ионыча или забавы Котика

13

В Театре Вахтангова состоялась премьера — спектакль «Ионыч» по рассказу Антона Чехова.

История болезни Ионыча или забавы Котика

Сценическую версию этого известного произведения разработал и реализовал Олег Долин. Актерский коллектив спектакля сложился из молодых выпускников Щукинского училища. Как сказал Олег Долин: «Нам очень хочется найти свой путь к нему (к Чехову)».

Идею поставить «Ионыча» режиссер замыслил еще со времен учебы в ГИТИСе, но он не торопился, присматривался к актерам.

«Ведь это не очень веселый рассказ, — говорит режиссер. — Нет там света в конце тоннеля. Критики даже тогда еще на это пеняли автору. А он мудро им отвечал: ««Жизнь, к сожалению, устроена так, что иногда не бывает света». И дело художника рассказать, как это реально бывает. Мы попробовали добраться до глубинного авторского смысла, а не пытаться придумать свой «хэппи энд».

Рассказчиком и фактически главным героем спектакля стала Катя Туркина (Ася Домская), которую родители любовно называют «Котик». И сам спектакль можно было бы назвать «Котик», а не «Ионыч», потому что, полностью сохранив чеховский текст, Олег Долин сделал рассказчиком Катю Туркину, поменяв, таким образом, угол зрения — всю эту историю мы видим именно глазами Кати, это ее воспоминания: «Мне тогда было 18 лет…».

Этот небольшой рассказ уложен в два часа динамичного действия, насыщенного прекрасной музыкой. В спектакле звучат гениальные мелодии Баха, Моцарта, Генделя, Чайковского, Рахманинова. Единственный цветовой акцент в спектакле — одетые в алые театральные костюмы «графиня из романа» и «художник из романа» (Ирина Смирнова, Павел Юдин). Этих персонажей у Чехова нет, в спектакле они «ожили» из романа, который писала мама Котика (Мария Шастина). Они рассказывают параллельно свою историю — по-театральному нарочито простую и пошлую. Это параллельное «представление» вносит иронию, снижая градус эмоционального накала, что вполне соответствует чеховской интонации. Эти пластические этюды напоминают сцены из «Принцессы Турандот».  Костюмы графини и художника — это ярко-красное пятно на мрачном фоне сцены. А вся сценография (художник Максим Обрезков) минималистична и выдержана в лаконичной черно-серой гамме. Из декораций — только окно, стол и стулья, которые то и дело меняют свое положение. Одежда героев (костюмер Евгения Панфилова), часто сливающаяся с фоном, выдержана в черно-белых тонах.

Стилистически спектакль напоминает постановки Римаса Туминаса — то же предельно минималистичное пространство, лаконичные костюмы и музыка, постоянно звучащая лейтмотивом. А главное — очень важная роль пластики, которая дополняет слова эмоциями, а иногда и заменяет их.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Василий Ключарев: «Можно развить в себе невероятные способности»

Историю героя рассказа Чехова — Дмитрия Ионыча Старцева все помнят со школьных лет — как он познакомился с «талантливой» семьей Туркиных, полюбил их дочь Катю и после ее отказа на свое предложение руки и сердца постепенно превратился в «Ионыча». тем самым утратив свое имя и свою личность.

Очень выразительный образ Ионыча создал актер Юрий Поляк. Его перерождение происходит у нас на глазах. Сначала он вежливо-сдержан, потом восторжен и благороден, как настоящий влюбленный, а дальше, уже в финале, цинично-откровенен. В спектакле все эти превращения наглядно и талантливо показывает актер Юрий Поляк. В финальной сцене он едва передвигается на невероятно толстых слоновьих ногах. Его выход в роскошной шубе страшен и нелеп одновременно.

— Когда нет любви, нет радости — человек деградирует, — поясняет Юрий Поляк. — Кто-то стреляется и умирает. А кто-то продолжает жить. Но без сердца. Без чувств. Заполняет пустоту другим. Как Ионыч — работой для денег. Но его уже нет. Он не тот. Ему больно возвращаться в те чувства, когда его сильно ранили, его больное самолюбие. Он ведь получив отказ Кати, чуть ли не умер от сердечного приступа. Так он ее любил.

«Это страшное падение героя как явление Чехов точно подметил, – дополняет Олег Долин. – Но раньше у нас было принято считать, что общество виновато в деградации личности.  Мы попытались найти свой ответ. И он таков: не общество, а человек сам отвечает за свою жизнь. Отчего происходит падение? От нелюбви. От ненужности своей. Ничего у человека не остается в этой пустоте»

Спектакль насыщен аллегориями и цитатами из других произведений Чехова — вроде чемодана, в котором копаются «три сестры». Все это создает атмосферу некоего чеховского космоса, его беспредельной многовариантности.   

– Да, Чехов тасует кубики, это, по сути, пазл, – согласен Долин. – Интересно входить в его мир и сложновато из него выходить. 

«Ионыч» — это про духовную деградацию. Как в погоне за длинным рублем гибнет душа. Как постепенно хороший, добрый человек превращается в нечто пугающее. Он отказывается от любви, от счастья, и в конечном счете теряет душу и сердце, – рассуждал после спектакля Олег Долин.