«Лиозновой было проще укрощать мужчин, чем женщин»

65

«Лиозновой было проще укрощать мужчин, чем женщин»

Недавно исполнилось сто лет со дня рождения культового кинорежиссера Татьяны Лиозновой.

Ее фильмы — «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал» — знают все. Но какой Татьяна Михайловна была в жизни? Известный киновед, бывший главный редактор киностудии им. Горького и близкий друг Лиозновой Вячеслав Шмыров вспоминает о своем сотрудничестве с легендарным режиссером.

«ОНА ПЕРЕСТАЛА ЧУВСТВОВАТЬ ВРЕМЯ»

— Вячеслав Юрьевич, как вы познакомились с Лиозновой?

— С Татьяной Михайловной я познакомился в 1995 году, это был май — юбилей Победы. Мы устроили в Киноцентре на Красной Пресне вечер в честь создателей фильма «Семнадцать мгновений весны», и он собрал огромный состав киногруппы. Пришли и Тихонов, и Броневой, и Элеонора Шашкова. И вечер стал большим праздником для Лиозновой… А потом, в 1996 году, я пришел работать главным редактором на Киностудию имени Горького, и мы уже стали плотнее сотрудничать, обсуждать деловые моменты и даже дружить.

«Лиозновой было проще укрощать мужчин, чем женщин»

— Татьяна Лиознова сняла ряд потрясающих картин, но, к сожалению, последний ее фильм — «Конец света с последующим симпозиумом» — обошли вниманием…

— На то было несколько причин. Во-первых, совершенно оголтелый антиамериканизм, который уже не вписывался в те времена, потому что фильм вышел, когда Горбачев объявил перестройку и был взят курс на замирение с Америкой. Начались телемосты, на чем поднялся Познер и ребята из программы «Взгляд». А Татьяне Михайловне было трудно принять перемены — она перестала ощущать своего зрителя, чувствовать время… Поначалу она хотела снять фильм по роману Юлиана Семенова «ТАСС уполномочен заявить», где была взвешенная драматургия, показан сложный многополярный мир. У них с Семеновым сложились очень плохие отношения, но когда Лиознова видела материал, ей было совершенно наплевать на то, что она вчера ругалась с этим человеком. Но тут уже Юлиан Семенов, включив свои связи в КГБ, сделал все, чтобы Татьяна Лиознова не снимала «ТАСС уполномочен заявить». Лиознова «проскочила» мимо этого проекта, но, видимо, в голове у нее что-то осталось. И вдруг ей попалась на глаза эта американская пьеса. Не самая удачная. К тому же Лиознова увлеклась телетеатром, в котором доминировали крупные планы… С картиной ее пригласили в Берлин, устроили показ для дипломатов, журналистов и торговых работников в Доме Дружбы. И это, конечно, был полный провал! Люди побежали из зала при всем уважении к Лиозновой… Когда мы с ней общались, она спрашивала: «Ты посмотрел мой фильм? Может, я сяду перемонтировать?» Я с трудом нашел видеокассеты, посмотрел и ответил: «Татьяна Михайловна, по-моему, фильм не подлежит никакой реанимации».

Еще один очень важный момент заключается в том, что когда она получила роман «Семнадцать мгновений весны», то поняла, что это фильм исключительно для мужчин. А что будут делать женщины? И тогда Лиознова придумала для женской аудитории эпизоды с актрисами Элеонорой Шашковой, Светланой Светличной, Екатериной Градовой. Возникла тема чувственности, тема целомудрия. И родина стала как женщина. Встреча Штирлица с женой — это была как встреча с родиной, и родина обрела некий чувственный ряд. А в фильме «Конец света» ничего подобного нет…

«ЭТО БЫЛО САМОЕ БОЛЬШОЕ УНИЖЕНИЕ»

— И что, после первой же серьезной неудачи Лиознова решила закончить карьеру в кино?

— Нет, завершение карьеры произошло не сразу. Не будем забывать, что в эти годы прошел Пятый съезд кинематографистов, который ознаменовал приход нового поколения в кино. Власть кинематографических «генералов», которая в большей степени ассоциировалась с Бондарчуком и Ростоцким, закончилась. Лиознова являлась художественным руководителем Третьего объединения, начались выборы худруков, и Союз кинематографистов во главе с Элемом Климовым добился того, чтобы Лиознову сместить.

Татьяна Михайловна решила создать музыкальное объединение, потому что, как это ни странно, она хотела снимать музыкальное кино, у нее уже был успех — картина «Карнавал». Написала проект музыкального объединения и пошла с ним в Госкино. Но поскольку Лиознова уже значилась в списке тех, кого сняли на съезде, то к ее музыкальному проекту никто серьезно не отнесся. Тогда она прочитала книгу Вишневской «Галина» и поняла, какая это мощная биография и как это можно интересно показать в кино. Но тут Лиознова сама уже сдалась, пообщавшись с Галиной Павловной. Она поняла, что получит в качестве своего консультанта и критика очень сильную женщину. И остатки здоровья просто потратит на борьбу с ней.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Трагедия загадочных айнов

— Странно, что Татьяна Михайловна испугалась противостояния…

— Ей хватило одного разговора, она поняла, что Вишневскую не перебороть. Вообще Лиозновой достаточно было опыта работы с Татьяной Дорониной в картине «Три тополя на Плющихе». Сама Доронина много лет спустя признала тот факт, что мешала работать. Она сказала: «Я взяла курс на срыв съемок». И я недавно понял, почему Доронина на тот момент одновременно снималась в двух картинах — «Три тополя на Плющихе» и «Еще раз про любовь». Во-первых, «Еще раз про любовь» — это был сценарий Радзинского, который с нее пылинки сдувал и мечтал на ней жениться. Во-вторых, режиссер Натансон Доронину просто обожал, называл ее Танечка и Татьяна Васильевна, по любому поводу спрашивал ее мнение. Доронина чувствовала себя на площадке царицей. У Лиозновой же все было иначе. Но дело даже не в этом… В фильме «Еще раз про любовь» Доронина играет «лучшую девушку Советского Союза», то есть должна быть городской, подтянутой, стройной. Когда Радзинский писал эту пьесу, Дорониной было 35 лет и под нее подводилась вся драматургия. А в «Трех тополях на Плющихе» она играла деревенскую тетеху. Два совершенно разных образа… Как-то я нашел актрису, которая по фильму играла дочку Дорониной, ей тогда было 12 лет. И она мне рассказала интересную вещь: «Мы же городские были и жили тогда почти впроголодь. В Москве был страшный дефицит, а представьте, как в других городах? И вдруг приезжаем в эту деревню — и каждый день нам приносят вареную баранину, говядину. Каждый вечер мы жарим шашлыки, каждое утро начинается с молочка, домашнего сыра, яиц… А Татьяна Васильевна все это есть не могла, потому что на завтра у нее была назначена съемка у Натансона…»

Доронину, ширококостную женщину, там по роли надо было загнать в узкую юбочку стюардессы и приталенный пиджачок. А тут люди вокруг тебя веселятся, выпивают, поедают шашлыки от души, а тебе, голодной, приходится во всем себя сдерживать и от всего отказываться. От этого действительно можно было сойти с ума. И однажды Доронина сорвала большую сцену. По сюжету она должна была купить мороженое, на крупном плане его смачно лизнуть, потому что это городской продукт, в деревне мороженого нет… И вдруг, когда мороженщица подошла к Дорониной, та ничего не стала делать. Лиознова спрашивает: «Татьяна Васильевна, где ваши 15 копеек, вы должны купить мороженое». Актриса как ни в чем не бывало отвечает: «Вы что, не знаете? Я не ем мороженое». Повисла пауза… И в этот момент, наверное, произошло самое большое унижение Лиозновой за всю ее карьеру. Все же знали, что она железная леди, суперженщина и так далее. Должна была просто убить Доронину или выгнать, но это означало, что половина фильма пойдет в корзину. Лиознова, сжав кулаки, сказала: «Съемка закончена!» Массовка ахнула… Можете себе представить: арендован вагон электрички, есть персонажи второго плана, которые получают зарплату. Но Лиознова должна была пережить это унижение ради спасения фильма.

Поэтому Татьяна Михайловна не захотела сражаться с Галиной Вишневской. Ей, конечно, было проще укрощать мужчин, чем женщин. Мужчинам Лиознова говорила: «Ты что, не мужик?» И это срабатывало, мужчина сразу уступал…