За время своего существования Театр Наций, основанный в 1987 году, сумел порадовать и удивить зрителей, сохранив при этом глубоко личностный подход к своему делу.
Собственная труппа у театра отсутствует, артисты приглашаются для участия в отдельных проектах. Тем интереснее следить за тем, как спектакли здесь создаются.
ХИТ ДЕКАБРЯ
В этом году исполнилось 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, «солнца русской поэзии». Указом президента Владимира Владимировича Путина 2024 год в России объявлен годом Пушкина.
Не успели отгреметь аплодисменты на мероприятиях, посвященных кумиру нашего детства, как в этом сезоне снова гвоздь программы в Театре Наций — «Сказки Пушкина». Идеальный повод для встречи — спектакль режиссера Роберта Уилсона.
Премьера спектакля состоялась 16 июня 2015 года. В ролях: Евгений Миронов (Рассказчик), Татьяна Щанкина (Старуха), Елена Николаева (Золотая рыбка, Царевна Лебедь), Леонид Тимцуник (Царь Салтан), Анна Гусарова (Царица), Александр Строев (Рыбак, Мудрец) и другие.
Понятное дело, что в основу первого российского спектакля Уилсона легли несколько сказок Пушкина. Хиты коллекции — «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», плюс фрагменты поэмы «Руслан и Людмила».
Вердикт: по-настоящему модный спектакль, который должны посетить неглупые модные зрители. Между прочим, билеты раскупают как горячие пирожки за месяц вперед. Ближайшие даты спектакля «Сказки Пушкина» в Театре Наций: 28, 29, 30 декабря (Основная сцена).
НОВЫЕ ИМЕНА
В Новом Пространстве Театра Наций представлен проект «Слой» — невероятно точное попадание в настроение сезона. Его кураторы — заместитель художественного руководителя Театра Наций, театровед Оксана Ефременко и художник-постановщик Анастасия Юдина. Сюда вложена душа, и, кажется, получилось неплохо.
«Новое пространство Театра Наций так и остается экспериментальной площадкой. Это так называемая «сцена для проб и ошибок молодых режиссеров» и это полноценная сцена, — говорит художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов — Чтобы вы понимали разницы по бюджету практически нет для спектаклей на Малой сцене и в Новом Пространстве. Здесь все очень качественно сделано и серьезно. Для нас каждый проект очень важен. Мы его вырастили как ребенка».
Продолжают быть главными ньюсмейкерами театральной Москвы режиссер Арсений Мещеряков, Дмитрий Крестьянкин и Филипп Гуревич.
«Мы берем русский народный эпос, который по-новому показываем зрителям, — говорит Оксана Ефременко, заместитель художественного руководителя Театра Наций. — И здесь у нас три режиссера-постановщика, три молодых имени, которые уже известны в России. Однако для нас эта работа важна тем, что это их поиски в области словесности внутри Нового Пространства Театра Наций. С одной стороны, с молодыми актерами. С другой стороны — мы исследуем тему слова, интерес к языку. Само это пространство предполагает вызов режиссерам-постановщикам, потому что оно не театральное. Если говорить на театральном языке — оно сайт-специфичное. Здесь нужно переизобрести театр».
ПРИСТЕГНИТЕ РЕМНИ
Кстати, в марте 2025 года в Театре Наций состоится премьера спектакля «Русские Сказки» режиссера Арсения Мещерякова. В его основу лег сборник «Народные русские сказки» Александра Афанасьева, который вышел в 1873 году.
В спектакле играют: Григорий Артеменко, Ефим Белосорочка, Иван Злобин, Алёна Боярчукова, Петрова София, Арсений Касперович и другие.
«Это сказки без цензуры, которые представлены в своем первозданном виде русским собирателем фольклора Александром Афанасьевым, — говорит Оксана Ефременко. — Арсений представил эскиз будущего спектакля. Мы его посмотрели и нас этот режиссер удивил своим стилем и подходом к повествованию.
К слову, его учитель — театральный режиссер Андрей Могучий. Видно, что посеянное учителем зерно дало свои всходы. Когда мы создавали проект «Слой», мы думали не только о режиссерской школе, но еще и о том, что в этом пространстве должны прорастать молодые таланты.
Как известно, Театр Наций особой связью связан с курсом Олега Кудряшова, который стал основой для первых постановок театра. Теперь во многих наших спектаклях будут постоянно заняты выпускники Кудряшова. Они получают новый заряд и роли растут вместе с ними. Обратите внимание, что это экспериментальный проект.
Еще один очень важный момент: для нас важно чтобы актеры и режиссеры развивались благодаря Новому Пространству».
И с этим трудно поспорить.
Перфекционисты ли работают в Театре Наций? Да не то слово! Сюда зрители приходят, когда понимают, что начинают задыхаться от нехватки театрального воздуха. В сочетание классных спектаклей, артистов и талантливых режиссеров в Театре Наций невозможно не влюбиться.