Всеволод Шиловский и его… «Особняк на Рублевке»

286

Всеволод Шиловский и его… «Особняк на Рублевке»

Очередной приятный вечер в уютном пространстве случился на днях в театре – студии под руководством народного артиста Всеволода Шиловского.

В подвальчике на Петровке, 17. Зрители увидели спектакль «Особняк на Рублевке» по пьесе Юрия Полякова «Золото партии».  Конечно, золотые слитки тут не раздавали, но осчастливили зрителей замечательной режиссурой и актерской игрой. Главную роль в спектакле играет сам Всеволод Николаевич и делает это филигранно, смешно и талантливо! 

МХАТовская школа, когда даже поднятая бровь, удивление на лице или хитрая улыбка главного героя Петра Лукича в исполнении Шиловского, это талантливая актёрская игра. 

Всеволод Николаевич не только успешный организатор театрального дела, педагог с 60-летним стажем, корифей легендарной мхатовской школы, но и театральный и кинорежиссёр.

Театру-студии Всеволода Шиловского, труппа которого состоит из бывших его студентов, правительство Москвы предоставило помещение в центре города. И к 85-летию Мастера состоялось официальное открытие Театра-студии.

А уже в августе Всеволод Николаевич приступил к работе над спектаклем в Смоленском камерном театре. Как и планировалось, премьеру «Особняка на Рублёвке» удалось приурочить к открытию кинофестиваля «Золотой Феникс –2023». Главную роль — бывшего члена ЦК КПСС, Героя Социалистического Труда Петра Лукича Барабаша исполнил сам режиссёр, народный артист РСФСР Всеволод Шиловский.

Кстати, в Смоленске Всеволода Николаевича спросили, сформулировал ли он для себя правила жизни и если да, то удаётся ли им следовать. Он ответил, что главное его правило — не завидовать и не приспосабливаться! И добавил, что всю жизнь придерживается этих своих правил, несмотря на то что порой немало теряет из-за своей принципиальности. В частности, когда старый МХАТ распался на два театра, он резко ушёл в кинематограф, хотя ему было тогда 42 года.

В спектакле «Особняк на Рублёвке» ключевой сценой является спор деда, старого партийца, с внуком-священником. В завершение этого острого диалога старик просит внука — отца Василия благословить его. «Эх, Васька, — говорит он в ответ на удивлённый возглас священника, — думаешь, я не хочу, чтобы твоя взяла? Хочу! А вот интересно: там души сами по себе витают или в какие-нибудь партии объединяются?»

Вообще, как отмечают критики¸ «Особняк на Рублёвке» — спектакль с внятным социальным подтекстом. Действие происходит в гостиной загородного дома, принадлежащего Марлену Петровичу Барабашу, владельцу банка с говорящим названием «Бескорыстье. Лимитед».

Исполнителю роли банкира удалось создать образ человека циничного и нисколько не сомневающегося в своём праве на лучший кусок государственного пирога. Несмотря на то что, наткнувшись на отпор, казалось бы, совершенно беззащитной и бездомной сиделки, он цинично говорит: «М-да, за деньги можно купить всё, что… продаётся». И от него веет абсолютной уверенности в собственной непотопляемости. «Я пять раз был на краю финансовой пропасти и вылезал. Наше государство спорт, балет и банки в беде никогда не бросает».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Разрушенный храм Успения Божией Матери

…В роскошном интерьере особняка (сценография заслуженного художника России Светланы Архиповой), который находится в посёлке Супервиллидж на Рублёвском шоссе, собралось три поколения Барабашей. Отец банкира Пётр Лукич постоянно живёт в пансионате «Золотые закаты». Как выясняется по ходу действия, сын перевёз его к себе из-за финансовых затруднений: банк на грани закрытия, а пансионат обходится недёшево. К тому же старому Барабашу принадлежит квартира на Тверском бульваре. Её продажа может спасти банк от разорения…

Для ухода за Петром Лукичом приставлена сиделка по имени Оксана беженка из Луганска. Оксана – единственная, кто понимает боль ветерана партии за развал страны, его чувство вины за то, что прозевал собственного сына, что его младший внук Фёдор (Теодор), выросший за границей, ни слова не знает по-русски…

Несмотря на молодость, героиня понимает всё это и сочувствует Петру Лукичу не столько в силу своей образованности (она учёный историк), скорее, благодаря печальному жизненному опыту. Собственная её семья разрушена, муж отправился сражаться, дом её матери в Луганске разбит артиллерийским снарядом…

Роль сына главного героя по имени Марлен Петрович исполняет Александр Сибирцев. По роли Марлен — глава банка «Быскорыстье Лимитед», пытающийся спасти свой тонущий бизнес и внезапно вспомнивший о папином жилье.  В поле зрения попадает сиделка отца — Оксана Тарасовна Сметанка (замечательная ученица Шиловского, актриса Юлия Латышева). Основная интрига закручивается вокруг наследства и кому же в результате оно достанется.

Информация о предстоящем разорении банка вынуждает Марлена Барабаша сидеть дома, чтобы избежать встречи с жаждущими изъять свои вклады клиентами. Однако самые предприимчивые из них настигают его и в укрытии. Это эксперт ФЗХ (Фонд помощи злоупотребляющим художникам, читай, «общак» осуждённых фальшивомонетчиков) Пумпянский и коллектор по особо важным долгам Перезверев.  Актриса театра и помощница Шиловского, Виктория Пархоменко создала образ сотрудницы органов безопасности.

В спектакле много сатирических сцен, высмеивающих   различные человеческие пороки и реалии жизни. И «семейная комедия» (так жанр определил драматург) становится пародией на нашу современную жизнь, когда «было бы смешно, если б не было так грустно».

Театральные критики и насмотренные зрители оценили комедийный жанр, лёгкий, с тонким юмором и великолепным актёрским мастерством.  Зримо ощущаешь, что Всеволод Николаевич не просто привил своим ученикам неподдельную манеру исполнения ролей, но и смог сохранить школу актёрского советского мастерства.

Интересно было наблюдать, как на всех домочадцев действовали обстоятельство вышедшей из строя сантехники и зловония. А   приход мастера задерживался и конечно же сей факт играет немаловажную роль в развязке сюжета…

И напоследок афоризм из пьесы «Золото партии», вошедших в спектакль: «Чем проще человек, тем сложней его понять».