Есть такая категория людей, с которыми очень трудно поддерживать конструктивный диалог. Как быть, если Вы нарвались на жесткую критику? Грубить в ответ – не вариант. Зачем портить свою репутацию? Предлагаем Вашему вниманию несколько интересных советов от Стива Джобса.
Критика и ее предвидение
Если Вы готовитесь выступить перед большой аудиторией, будь то доклад, лекция, презентация или любой другой вариант, попытайтесь предугадать, какие положения вашей работы могут вызвать критические замечания.
Может быть, Вам и раньше приходилось слышать в свой адрес нелестные слова, и тогда Вы не знали что ответить. Подумайте об этом заранее. Если у Вас будут заготовки для каверзных вопросов, Вам будет проще отразить нападения и пережить не самые доброжелательные слова в свой адрес.
Не спешите отвечать
Когда человек злится, обижается или нервничает, — он спешит дать скоропалительный ответ. Лучше этого не делать. Первая мысль, высказанная вслух, редко бывает удачной. Чаще всего мы сожалеем о подобных репликах, но вернуть уже ничего нельзя: слово не воробей… Наберите в рот воды, буквально или мысленно, — это даст Вам время на обдумывание ответа. А после отвечайте.
Начните приветливо
Даже если Ваше мнение отличается от мнения оппонента, начинайте говорить дружелюбно.
Однажды Стив Джобс так ответил на одном из своих выступлений: «Когда хочешь что-то изменить к лучшему, встречаешься с препятствием: такие люди, как тот, который задал мне этот вопрос, в чем-то правы». Таким образом Джобс смог смягчить свой ответ. На минутку может показаться, будто он соглашается с оппонентом. Но на самом деле это не так, что становится понятно в ходе дальнейшей речи.
Отвечайте на тот вопрос, который Вы хотели услышать
Это известный ход политиков, который всегда будет пользоваться спросом. Однажды Джобсу задали 2 конкретных вопроса. Один касался его личной жизни, а другой – конкретного языка программирования. Но Джобс начал отвечать на тот вопрос, на который посчитал нужным. В данном случае на тот, который не прозвучал. Программист рассказал о разработчиках и клиентах, об ошибках в период изменений в компании и прочем. Иными словами, обо всем, о чем посчитал нужным говорить.
Признавайте ошибки – поддерживайте команду
«Когда Вы только в начале пути – важно болеть за самого себя и свою команду. Так как рассчитывать больше не на кого. Если Вы совершили какие-то ошибки – признавайте их. Отметьте, какие уроки Вы смогли извлечь. А после не забудьте упомянуть, как Ваша команда вместе с Вами много работает, а поэтому заслуживает поддержки, — делится опытом Джобс. — Люди всегда ценили упорный труд. Если Вы будете упоминать о факте Вашего трудолюбия, сможете рассчитывать на то, что аудитория примет Вашу сторону».