Транспортировка грузов автомобильным транспортом между странами ЕАЭС, в том числе между РФ и РК активно развивается. Востребованы перевозки Москва — Алматы, а также по другим маршрутам между бывшими странами СССР. Казахстан находится в стратегически выгодном географическом положении между потребителями Европы и ЕАЭС, и производителями Китая. Чтобы получать выгоду от транзита грузов из Поднебесной, не хватает развитой транспортной инфраструктуры.
Александр Рязанов, председатель совета директоров «Русской холдинговой компании», еще во времена бытности Дмитрия Медведева премьер-министром получил одобрение от Правительства на реализацию амбициозного проекта — первой в России частной магистрали «Меридиан». Сама идея проекта появилась в 2013 году. В 2016 году комиссия по транспорту включила трассу в континентальный маршрут Европа — Западный Китай, через 2 года автодорога официально была признана частью развивающейся инфраструктуры РФ. В 2019 году руководитель национального института развития Игорь Шувалов согласовал с China Development Bank получение кредита в размере 65 млрд юаней для воплощения задуманного в жизнь.
В 2020 году, когда должны были стартовать строительные работы по маршруту «Меридиана», проект столкнулся со сложностями. На начальных этапах Рязанов скупал земли для будущего строительства у государства. Один из владельцев компании «Мираторг» Виктор Линник потребовал запредельно большую сумму за свой участок земли. Затем у платной трассы появился государственный конкурент — проект автодороги М-12 Москва — Казань. Государственные гарантии в размере 35 млрд рублей были отозваны, стоимость кредитных средств ВЭБа оказалась неподъемной.
В середине 2021 года возникло ощущение, что проект «Меридиан», который уже три года подряд приносит только убытки, скоро закроют. Однако деньги нашлись: Евразийский банк развития согласился кредитовать строительство платной трассы. О новом дыхании проекта сообщили Рязанов и Михаил Мишустин. Новая дата начала работ — 2022 год. Перед тем как будут развернуты работы, придется заново пересмотреть и утвердить капитальные затраты на реализацию проекта.
Для перевозчиков, которые работают в международных перевозках между РК и РФ, это хорошая новость. Двухполосная трасса, которая пересекает Казахстан, не выдерживает сравнения с европейскими трассами, поэтому строительство новой трассы — залог экономического роста и развития региона в ближайшем будущем. Значительная часть грузоперевозок между Китаем и Европой осуществляется по железным дорогам.