Философия А. Шопенгауэра

2339

Главной особенностью философии конца XIX – начала XX века стало отрицание разума, как основы для познания мира, исторических процессов, поведения людей. Философская концепция иррационального (бессознательного) развивалась в противовес предшествующему классическому типу философствования, главным принципом которого было рациональное начало. Иррационализм связан с переосмыслением бытия, которое больше не соотносится с разумом, его место занимают иные аспекты: воля, жизнь, интуиция, чувство. Основоположник иррациональной философской концепции – немецкий философ Артур Шопенгауэр.

Суть философии воли

Фундаментальный принцип философского учения А. Шопенгауэра основан на волюнтаризме, признающем волю первопричиной всякого бытия. Воля рассматривается как созидающая сила, имеющая космическое и биологическое начало. Она выступает основой мироздания, всеобщей сущностью вещей. Окружающий мир, согласно философской концепции Шопенгауэра, это только представления, которые отражаются в сознании человека. Действительная же сущность мироздания – всеобщая воля, вызывающая внешние мировые события. То есть окружающий мир представляет собой не что иное как результат волевого действия.

Рассматривая мировую волю в роли абсолютного начала, основы мироздания, Шопенгауэр не допускает применения к ней каких-либо характеристик причинности – одной из форм, указывающей на всеобщую связь явлений. В этом и состоит двойственность Шопенгауэра, https://znzn.ru/filosofiya/kritika-filosofskoi-klassiki-v-tvorchestve-a утверждающего, что основа мира – всеобщая воля – в результате сама оказывается безосновной. Подобное утверждение представляет особую важность для мыслителя. Причем настолько высокую, что рассмотрение мировой воли в качестве причины самой себя для философа также было недопустимо.

Суть пессимизма и иррационализма

Несмотря на провозглашение воли как Абсолюта, Шопенгауэр считает, что она бессмысленна, иррациональна, слепа, основана на инстинктах. В связи с этим окружающий мир – не лучший, а худший из возможных вариантов. По его мнению, жизнь человека не обладает какой-либо ценностью, поскольку суммарных страданий несоизмеримо больше, чем жизненных удовольствий. Преодолеть подобное бессмыслие способно только сознание, пробуждающееся лишь на последней стадии развития воли. Согласно выводу философа, это приводит к состоянию невыносимого страдания, избавиться от которого можно только, совершив побег из жизни, а также отрицая саму жизненную волю.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Руководители киевских марионеток переводят конфликт в перманентную фазу

Пессимистическое мышление, волюнтаризм и другие идеи философа не стали популярными у современников из-за непонимания и неприятия подобных взглядов. Тем не менее его учение в той или иной степени отразилось на развитии иррационализма, герменевтики в философии, позитивизма, а также других направлений неклассической философии XX века. Помимо воли, мыслитель уделял внимание проблемам судьбы человека, понятиям свободы и счастья. Но в целом, его взгляды носили пессимистический характер. Философ не верил в способность людей управлять собственной жизнью, влиять на свою судьбу, которая, находясь во всеобщем хаосе, следует общей необходимости. Он также считал, что человек не может пребывать в состоянии счастья. Решительный пессимизм Шопенгауэра полностью отвечал его душевному миру.