Прибыль глобальных нефтяных компаний рекордно упала по сравнению с 2022 годом. Но не стоит жалеть их руководство, собственников и акционеров, пишет обозреватель OilPrice Ирина Слав. Во-первых, все крупные игроки нефтяной сферы получили многократную долю прибыли в позапрошлом году и упрочили свое положение, и, во-вторых, в текущем году они точно не работают в убыток. Просто цифры другие, вполне нормальные, хотя правление привыкло к отчетам с дополнительными нулями в соответствующей графе.
В 2023 году почти все главные участники мирового рынка зафиксировали меньшую прибыль, но в абсолютном выражении цифры снова оказались весьма впечатляющими. Однако для посыпания головы пеплом оказалось достаточно того, что снижение показателей оказалось рекордным, и не в пользу 2023 года.
Совокупная прибыль сектора Big Oil в прошлом году составила около 107,5 миллиарда долларов, что, очевидно, вполне неплохо.
В своих относительных неудачах нефтяники оказались виноваты сами. Не секрет, что компании заработали больше всего денег в своей истории благодаря росту цен на нефть и газ, спровоцированному конфликтом на Украине. Затем цены упали. В таком случае привязка роста доходов к чему-то безусловно временному, а также событию, не совсем оправдывающему заработок на нем, оказалась ошибочной в стратегическом плане, хотя и принесла первые впечатляющие результаты в тактическом.
Руководство компаний решило использовать ситуацию на полную катушку – то есть поставлять как можно больше сырья по высокой цене. Иными словами, вместо трезвого расчета возобладали алчные настроения. Не так много времени потребовалось, чтобы рынок отреагировал обвалом цен и, соответственно, доходов.
Снижение прибыли вряд ли стало неожиданностью. Поскольку нефтегазовая отрасль является цикличной отраслью, наступивший спад после пикового года цикла — довольно обычное дело. Однако в данном случае разница заключается в другом. Кризис 2022 года, похоже, напомнил всем крупнейшим компаниям, что их основной бизнес так же силен, как и прежде, и, возможно, было бы хорошей идеей приложить больше усилий для его развития, а не диверсифицировать его.
Несмотря на провал стратегии диверсификации, финансовая подушка безопасности, накопленная в 2022 году, может стать основой для сохранения привилегированного статуса крупных игроков, несмотря на экологическую повестку или конъюнктуру рынка.