Как Максим Горький ходил «По Руси» показали в театре Вахтангова

1297

Как Максим Горький ходил «По Руси» показали в театре Вахтангова

В Москве, в театре имени Вахтангова прошли пресс-показ и премьера спектакля «По Руси».

Спектакль основан на автобиографических произведениях Максима Горького. Режиссер Павел Пархоменко поставил перед собой сложную творческую задачу – показать путь становления и раскрыть личность молодого писателя Максима Горького.

Преследуя эту цель, он задумал постановку как путешествие по России, которое совершил автор в начале своего жизненного пути. В основу инсценировки положен цикл автобиографических рассказов «По Руси», трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты», а также очерки и переписка с современниками.

В спектакле в одну цепь выстроен путь Максима Горького: его первые писательские шаги, а затем становление его как личности и как писателя. Начинается спектакль с событий казанского периода жизни юного Алексея Пешкова, в этой роли органично смотрится Василий Симонов.

С малых лет Алеша познал жестокость и грубость жизни и чем больше в неё погружался, тем больше зрела в нём уверенность в том, что жизнь эту следует переделать, сделать лучше. Но революционная борьба результатов не давала: после сходки в Казанском университете многих студентов арестовали. А тут еще и безответная любовь…

В приступе депрессии 19-летний писатель решил застрелиться! Спас его, истекающего кровью, сторож Феодоровского монастыря Мустафа (Евгений Кравченко). Оказалось, что пуля, пробив лёгкое, прошла всего на полсантиметра ниже сердца. В предсмертной записке будущий писатель обвинил во всём немецкого поэта Гейне, «выдумавшего зубную боль в сердце».

Затем следует встреча в Нижнем Новгороде начинающего писателя с Владимиром Галактионовичем Короленко. Ветеран вахтанговской сцены Олег Форостенко замечательно сыграл писателя Короленко, которому на тот период было 36 лет Короленко безжалостно раскритиковал поэму Пешкова «Песнь старого дуба» и сказал Алексею что прежде, чем брать перо в руки, следует изучить жизнь. Следуя этому совету, будущий писатель Максим Горький отправился странствовать.  С апреля по ноябрь 1891-го он побывал в Поволжье, на Дону, на Украине, в Крыму и на Кавказе, и на некоторое время осел в Тифлисе. А потом вернулся на Волгу.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Это моя жизнь»: в «Современнике» удачная неудача

Почти во всех эпизодах первого акта спектакля, который удалось посмотреть на пресс-показе, занята группа актёров из девяти человек, и эпизоды эти плавно перетекают из одного в другой. Происходит всё действие на российской земле, обильно украшенной золотыми колосьями (сценография и костюмы Полины Фаддеевой, художник по свету Станислав Теуважуков, видеосценограф Анастасия Иванова), путешествовать по которой и отправляется Алексей Пешков. В основу постановки легли рассказы «О первой любви», «Нилушка», «На пароходе», «Дама» и «Страсти – мордасти».

Каждая новая глава этой дороги длиною в жизнь производила сильное впечатление и обогащала личность начинающего писателя-самоучки, расширяла его кругозор. Картины быта местных жителей вызывали у него жалость и сочувствие, сострадание и сопереживание. Гнетущая нищета, отчаяние, боль, многочисленные лишения и потери, личные драмы и трагедии – все это было в жизни большинства встреченных им людей. Во многом благодаря всему увиденному, пережитому и описанному Максим Горький вошел в русскую литературу как гуманист и проповедник человеколюбия.

Актеру Василию Симонову удалось создать достоверный образ писателя (в том числе и внешне). Романтичный, устремленный вперед, к победе идеалов, которые ранний Горький считал единственно правильными, с сердцем, наполненным состраданием, не побоявшимся вобрать в себя все горести необъятной русской земли, по которой он так долго скитался. Его глаза наполнены слезами и мукой людей, с которыми его сводит судьба. Перед нами проходит вереница трагических образов, каждый из которых страдает, и страданиям этим нет конца. Странные, убогие, измученные, жестокие — и рядом с ними светлые, глубоко человечные образы, исполненные христианского милосердия и долготерпения. И всю их боль, всю безнадежность вбирает в себя трепетное сердце сострадающего писателя, гуманиста по своей природе.