Фильмы, в производство которых вливаются бюджетные средства, показывают грустную статистику: 80% из них не окупаются. А примерно половина картин вообще не выходит в прокат. Как же так?..
По данным Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) Фонда кино из 25 фильмов, снятых на деньги фонда и попавших в прокат, 20 не показали никакой прибыли. А это как раз 80%.
Некоторые очень дорогие проекты не смогли выйти даже в ноль. Например, фильм «Воздух» Алексея Германа-младшего, на который было получено из казны 405 миллионов рублей безвозвратных субсидий, при общем бюджете 608,8 млн собрал в прокате только 502.
На фильм «Блиндаж» было потрачено 426 млн рублей. Из них почти 300 млн — государственная субсидия. Опять же безвозвратная. Заработано всего 108 миллионов.
«Федя. Народный футболист», стоивший в производстве 600 млн рублей, включая 125 млн рублей от Фонда кино, собрал только 127 миллионов…
Надо сказать, что примерно одна и та же картина наблюдается из года в год: большая часть оплаченных из народного кармана фильмов проваливается. Это уже не раз обсуждали на самых разных уровнях. А в 2017-м из Госдумы даже раздавались призывы прекратить финансирование фильмов, поскольку деньги утекают непонятно на что. Но в итоге финансирование только нарастили. И продолжают наращивать. В 2023 году государство выделило на отечественное кино 11,6 млрд рублей, в 2024-м — 16,2 млрд. А на 2025 год заложено уже в общей сложности 37,5 млрд. Ими будут распоряжаться Фонд кино, ИРИ (Институт развития интернета) и Минкультуры.
А теперь внимание: эти три организации ежегодно распределяют деньги минимум на 150 проектов. И половина из них… не запускается в прокат! То есть вообще никак не доходит до зрителя ни через интернет-платформы, ни через фестивали или ТВ.
— А никто не хочет это показывать. И правильно, — говорит режиссер Юрий Кара. — Потому что такие фильмы смотреть нельзя.
Владимир Бортко признался нам, что его тоже удручает современное кино:
— А что там смотреть? Я не смотрю. Последний раз в кинотеатре был лет 15 назад.
В Сети активно обсуждают ситуацию. И многие приходят к выводу, что киноделы потому и не заботятся о качестве итогового продукта, что у них задача другая — освоить деньги, которые падают с неба, а не заработать. «Фильм сняли, гонорары получили, деятели от искусства своих отпрысков, любовниц и любовников на экране засветили, а пришли на этот фильм или нет — дело десятое»; «Вся проблема в так называемых режиссерах-грантоедах. Им выделили деньги, они их распилили, а для отчетности сняли парашу, которая провалилась в прокате»; «Просто очередной распил бюджетных денег. Дело не в кино, оно никому не нужно: ни им, ни нам».
Как тут не вспомнить слова Станислава Садальского, который высказался о качестве отечественного кино в прошлом номере «МН»: «Раньше фильмы и сериалы снимались, чтобы заработать, поэтому следили за качеством. А сейчас снимают, чтобы украсть деньги. Результат никому не важен».
Директор «Мосфильма» Карен Шахназаров считает, что надо усилить контроль со стороны государства:
— Мне кажется, имело бы смысл создать какую-то структуру либо в рамках Минкультуры, либо в рамках Фонда кино, где был бы генпродюсер и были бы редакторы. Они и отвечали бы за программу создания фильмов, как и было в советском кинематографе.
Юрий Кара поддерживает коллегу:
— Раньше ведь как было? У нас система была голливудская. Кино большие студии выпускали. Там были редакторы, которые читали сценарий. Были действительно директора, которые за все отвечали. А потом стала эта европейская система: много маленьких студий, которые что-то делают, но непонятно что. Я считаю, что надо забрать все деньги у Министерства культуры и отдать их Карену Шахназарову, чтобы на «Мосфильме» опять это организовали — систему контроля качества.