«Мистическая» драма на сцене театра Вахтангова

70

Недавно состоялась премьера спектакля по роману Фёдора Михайловича Достоевского «Идиот» в Театре имени Евгения Вахтангова.

«Мистическая» драма на сцене театра Вахтангова

В глаза сразу же бросается интересное расположение декораций. За счёт перспективы создаётся эффект присутствия. Такая сценография сразу показывает мистичность постановки. Словно несколько реальностей соединились в одну. Тут и арки в стиле эпохи Возрождения, и мебель, передающая русскую хтонь XIX века, и болото, затягивающее в себя главных героев.

На действие спектакля зритель смотрит словно бы от лица князя Мышкина в исполнении Константина Белошапки, который несмотря на то, что жил 4 года в Швейцарии и смотрел на настоящие события как европеец, он оставался русским человеком. Князь Мышкин в этой постановки был не столько главным героем, сколько наблюдателем со стороны.

Из беседы Дмитрия Трубочкина с режиссёром «Вахтанговского» «Идиота» Владиславом Наставшевым: «… князь Мышкин – не только действующее лицо. Он – ещё и зритель разворачивающейся перед ним драмы, в которой другие герои – актеры. Играя свои роли, они втягивают Мышкина в своё действие, и он становится «идиотом» в том смысле, что перестаёт отличать правду от вымысла, свою правду – от чужой игры».

Если говорить про взаимоотношения Настасьи Филипповны, которую сыграла заслуженная артистка России Анна Дубровская, с Парфёном Рогожиным в исполнении Павла Юдина, то тут всё зеркально просто: Рогожиным движет дикая страсть, Настасьей Филипповной любовь к князю.

Нельзя было не заметить среди многих отсылок к эпохе Возрождения, то, как перед зрителем предстала Полина Рафеева в роли Аглаи Епанчиной. Её образ можно сравнить с Венерой Боттичелли. Режиссёр-постановщик решил изменить сцену, где она читает стихотворение Пушкина «жил на свете рыцарь бедный…» князю Мышкину, и теперь Аглая поёт балладу в образе древней Римской богини.

Как отметил режиссер, тут каждый герой «претендует на обладание некой конечной правдой. В столкновении разных правд рождается новая реальность, в которой с равной силой звучат разные голоса». Полифония – вот, что хочет отразить в своей постановке Владислав Наставшев.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Почему стоит посмотреть сериал Хороший доктор?

Конечно, нужно отметить, что спектакль не для массового зрителя. Человек, который не читал роман Достоевского, не сможет в полной силе прочувствовать замысел постановщика. Даже для актеров порой тяжело понять, что от них требует Наставшев.

На вопрос насколько тяжело актерам было подстраиваться под необычную версию режиссёра актёры ответили:

Константин Белошапка: «Это не было легко, это всё тяжёлый процесс. Если на нас посмотреть, то это всё неочевидные решения в плане распределения. И поэтому это всё было сложно… и… очень сложно»

Анна Дубровская: «Знаете, Достоевский настолько непостижим, глубок, многогранен, многослоен и настолько «на все времена». Он не просто писатель, но и философ, и мыслитель, и мистик, я не знаю, пророк. И взгляд вот такой: неординарный, нестандартный, индивидуальный, свой – я говорю о режиссере Владе Наставшеве. Он конечно же возбудил очень большой интерес и у артистов, и у театра соответственно, потому что есть свой, очень индивидуальный, не поддающийся каким то рамкам, течениям взгляд художника и декорации его, музыка по большей части написана им. Режиссер — такой человек эпохи Возрождения, который — и музыкант, и архитектор, и художник. И режиссер — это художник, настоящий художник, поэтому он по праву, в общем-то, взял за такое мощное произведение философское и глубокое. И нам в этом смысле, конечно, было очень интересно в это путешествие пуститься. Ещё очень многое нужно дорастить, и нам ещё всем до этого режиссёра нужно дорастать, до его мира, до его представления о том, что такое искусство, что такое театр. И в этом смысле были сложности, они и есть, они и будут…»

Актёрский состав также отметил, что постановка ещё довольно долго будет видоизменяться.

Если вы намерены идти в театр для «мозгового штурма», а не чтобы отдохнуть от ежедневной рутины, то постановка «Идиот» на сцене театра имени Евгения Вахтангова – несомненно ваш выбор.