«Мой нежный зверь» на сцене: флюиды Олега Янковского и благословение Юрия Соломина

1512

«Мой нежный зверь» на сцене: флюиды Олега Янковского и благословение Юрия Соломина

Режиссер и народный артист России Андрей Житинкин в своем новом спектакле по повести Чехова соединил литературу, кино и театр, затронув все струны зрительской души. Разбираемся, как ему это удалось.

Премьерный спектакль столичного Малого театра сейчас широко обсуждается. Зрителей и критиков он явно зацепил. Чем?

Изначально, безусловно, названием – «Мой нежный зверь». Когда его слышишь, то сразу хочется купить билет и сравнить с фильмом 78-го года, который тоже был снят по мотивам повести Антона Чехова «Драма на охоте». Хотя режиссер постановки Андрей Житинкин говорит, что был вдохновлён не фильмом, а талантом писателя:

— Я очень давно мечтал поставить Чехова. Я много ставил Толстого, Достоевского… И в Малом театре у меня целая обойма классических спектаклей. Например, уже 12 лет идёт «Пиковая дама» Пушкина. Очень долго шёл «Маскарад» Лермонтова, где свою последнюю роль играл Борис Клюев. После его ухода мы закрыли спектакль. Потом был «Идиот» Достоевского. И вот, наконец-то, Чехов. Но все пьесы Чехова уже были поставлены в Малом театре по нескольку раз. Все до одной. И поэтому я решил взять прозу. Это моя сценическая версия повести «Драма на охоте». Назвали мы эту историю «Мой нежный зверь». Это чеховская строчка, которую мы сохранили. И мне приятно, что она появилась на афишах Малого театра.

Андрей Альбертович не первый раз делает спектакль «как бы по фильму». Вспомним его премьеру прошлого года – «Летят журавли». Но название — это лишь привлекательная обёртка. А внутри оказывается совершенно особое, именно сценическое содержание. Которое, впрочем, периодически отсылает к одноименному кино. Например, узнаваемой музыкой. В постановке «Мой нежный зверь», конечно же, звучит знаменитый «Свадебный вальс» Евгения Доги. Иногда кажется знакомой даже игра актеров. Так, в одной из рецензии отмечено: «Герой Чернышова в некоторых сценах поразительно напоминает мимикой Олега Янковского, сыгравшего в фильме Лотяну ту же роковую роль. Просто дежавю какое-то. Это, конечно, не реинкарнация Янковского, хотя его флюиды явно летают по сцене».

— Могу сказать, что я не стал бы ставить эту историю, если бы не было исполнителя главной роли — Камышева, — признался Житинкин. — Его играет Андрей Чернышов, который вернулся в Малый театр после блистательной карьеры в кино. Недавно состоялся его дебют в моей премьере «Летят журавли», он сыграл Бориса. И вот сейчас у него вторая, яркая, главная роль — Камышев в спектакле «Мой нежный зверь». Красавицу Оленьку, которую убили, играет Варвара Шаталова, которая играла Веронику в «Летят журавли».

Отметим, что Житинкин всегда очень интересно подбирает актерский состав. Как он сам выражается – «перемешивает» артистов разных статусов и поколений: медийных с сугубо театральными, молодых и талантливых — с признанными мэтрами (в спектакле задействованы аж шесть народных артистов и трое заслуженных!).

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Бондарчук замахнулся на «Буратино»

Ещё один секрет успешного старта постановки — в том, что она своих первых зрителей не заставила скучать. И для этого не пришлось приглашать Олю Бузову или заставлять актеров играть голышом. Наоборот, им сшили потрясающие костюмы. И вообще весь спектакль получился усладой для глаз. Он красивый, просто красивый. Но при этом ещё и динамичный.

— Я на первой же репетиции сказал актёрам, что мы уходим от такого расхожего стереотипа, что Чехов — это только лирика, — рассказывает Житинкин. — Его «Драма на охоте» — это детектив! Который написан виртуозно. Причём на момент написания повести Чехову было всего 23 года. Он тогда был совсем не тем Чеховым, к которому мы привыкли — грустный, высохший от болезни, в пенсне. Нет! Это был ещё двухметровый, яркий красавец, который, как я думаю, обладал многими страстями, отраженным в произведении. Весь мир считает Чехова гениальным драматургом. Но вот я настаиваю, в том числе и этим спектаклем, что он ещё конгениальный прозаик. И для режиссера тут, конечно, есть простор для фантазий.

Режиссёр отмечает, что ему было очень важно сохранить то, что и захватывает в любом детективе: интригу. Хотелось, «чтобы зритель не мог догадаться, кто же убийца до конца спектакля». И получилось!

— На премьере я видел, что молодые люди, которые не читали «Драму на охоте», до самого финала не понимают кто убийца, — говорит Андрей Альбертович. — И в этом, я считаю, победа актеров. 

Ещё одна составляющая успеха — актуальность. И тут тоже Житинкин не прогадал:

— Чехов невероятно современен, поэтому мы играем его абсолютно сегодняшним днём. Ведь природа человеческих страстей не меняется. А классика на то и классика, что она актуальна всегда.

Точно также считал и Юрий Соломин, ушедший из жизни, когда работа над спектаклем «Мой нежный зверь» только началась.

— Это был последний спектакль, который он благословил, — вспоминает Житинкин. — Соломин пришел на первую читку, хотя чувствовал себя неважно. Сказал, что Антон Павлович — его любимый автор. А уходя, он вдруг повернулся и произнес: «Я желаю вам аншлагов».

И сейчас спектакль, поставленный уже без легендарного худрука, именно с аншлагами и идёт. Потому что заманчив по многим параметрам. И пусть он ещё долго-долго будет жить на сцене. Чтобы все успели посмотреть и, как сказал режиссёр, «насладиться текстом Чехова и коллизиями его произведения».