«Повести Пушкина» на сцене театра Вахтангова

1699

«Повести Пушкина» на сцене театра Вахтангова

В Москве, на основной сцене театра имени Вахтангова прошел пресс — показ спектакля «Повести Пушкина» в постановке Анатолия Шульева.

Нынешний главный Online Casino Real Money режиссёр Театра имени Евгения Вахтангова, в 2016 году окончил Театральный институт имени Бориса Щукина Анатолий Шульев, ученик Римаса Туминаса, представил публике постановку «Повести Пушкина». Это его первый спектакль в качестве нового главного режиссёра театра.  Спектакль приурочен к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, которая отмечается 6 июня 2024 года. В основу спектакля положены «Повести Белкина» — «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель» и «Станционный смотритель», которые обрели новую жизнь на сцене театра.

«-Даже когда наступает самое тёмное время года, тёмное время жизни, надо чуть-чуть подождать утра, весны — и за смертью снова жизнь начнётся. Такая мысль заложена в нашей постановке, хочется ею поделиться, поддержать любого человека, который придёт в раздрае и, будем надеяться, получит заряд любви, надежды,» — говорит режиссер.  Спектакль получился легким и оптимистичным. В нем есть вера в лучшее будущее, которой нам сейчас так не хватает. Режиссер как будто хочет сказать нам, что даже после самой суровой зимы и непроглядной метели приходит весна. Второе название постановки — «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» и это название отсылает нас к известному фильму Ким Ки Дука, который говорит нам о цикличности жизни и о неотвратимости судьбы. Так же и «Повести Пушкина» в постановке Шульева рассказывают о перипетиях судьбы и от том, насколько человек порой не властен изменить ход своей жизни. Каждой повести соответствует свое время года и сценограф Максим Обрезков прекрасно оформил пространство драматургического материала, видна очень кропотливая творческая работа над концепцией зрительного восприятия и взаимодействие со зрительскими ассоциациями.

«Барышня — крестьянка» — это весна и беззаботное лето. На сцене мы видим жизнь патриархальной русской усадьбы и русской деревни, девушек в венках и сарафанах, порхающих по сцене, поляну с соснами. Это всеми любимая авантюра с переодеваниями. Главная героиня влюбляет в себя соседа помещика, прикидываясь деревенской девушкой. В «Барышне-крестьянке», много озорных сцен, много смеха — ведь и сам Пушкин известен своим озорством. Большая удача «Барышни — крестьянки» в складности и красоте языка произносимого текста, который играет иронией и мягким пушкинским юмором. Здесь прозаический текст дополнен поэтическим, что существенно обогащает сценический образ. Шаловливая интонация сменяется высокой поэзией и это создает глубокий, эмоционально богатый образ. Поэтическое слово раскрывает силу чувств, создает массу оттенков и придает этой в целом веселой истории, лирическую тонкость и глубину. Все заканчивается свадьбой и романтичным разноцветным листопадом.

Яркий листопад уносит нас в новую повесть — «Выстрел». Здесь все пространство сцены становится темнее, а свет приглушеннее, что соответствует напряженному сюжету. На сцене возникает образ страстного и мрачного фанатика, подчинившего свою жизнь одной идее — мщению. Александр Горбатов мастерски создал образ человека, глубоко чувствующего обиду, с которой невозможно смириться. Роль Сильвио — несомненная актерская удача Александра Горбатова. Это образ мрачного гения, снедаемого безжалостным внутренним огнем. Он жаждет не только мести, но восстановления справедливости. И ради той самой справедливости он станет в конце концов добровольцем и погибнет на войне за освобождение греческого народа под Скулянами. Собранный, скупой на движения, Сильвио весь — ожидание, комок энергии и нервов, который вот-вот готов взорваться. При встрече с графом Сильвио весь преображается, превратившись в живую ненависть. Он пронзает врага горящим взором, упиваясь своим торжеством и его унижением. Он не убийца — он победитель, который ради своей победы готов поставить на кон свою жизнь. В сочетании с кровавым отблеском осеннего листопада создается образ глубокой силы и выразительности. Сильвио сделает свой единственный выстрел. Этот выстрел не отнимет жизнь человека, но попадет точно в цель и принесет разрушение. На сцене сразу после выстрела очень эффектно с грохотом падает огромное дерево. Это переход от осени к зиме, когда все живое засыпает и затихает.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Для кого актуальна печать книг малым тиражом?

«Метель» получилась у авторов спектакля очень белой и снежной. И эта снежная буря закружила главных героев в вихре фатальности. В этой повести человек зависит от судьбы и рока как никогда.  Зима, начавшаяся веселыми зимними забавами, одна из которых — тайное венчание, оборачивается грозной силой, стихией, с которой невозможно совладать. Жених Марьи Гавриловны — Владимир (замечательная работа Семена Арзуманова) не может, несмотря на все усилия, прорваться сквозь эту неумолимую стихию. И, в конечном счете, не может спорить с судьбой. Эта же метель кружит и метет по всей округе во время венчания Марьи Гавриловны (Полина Рафеева) и Бурмина (Дмитрий Соломыкин), подчеркивая предопределенность происходящего. Вообще, тема снов и предчувствий, весьма точно и тонко передана режиссером.  Объяснение Маши и Бурмина уносит их в ту роковую зиму, в ту снежную метель, и Бурмин словно возникает из прошлого, бережно унося бесчувственную Машу в своих объятиях из былого — в настоящее.  Эта сильная сцена еще раз подчеркивает мистику происходящего.

«Станционный смотритель» завершает сценический цикл повестей, завершая круг: весна, лето, осень, зима и снова весна. Зима длится долго и вот перед зрителями уже «Станционный смотритель» — повесть, в которой до самого конца кажется, что нет никакого просвета и герои обречены на тяжелую судьбу. И действительно, старик смотритель Самсон Вырин (глубокая актерская работа Александра Рыщенкова) спивается от горя и умирает, так и не узнав о том, что его дочь ждала не та судьба, которую он ей пророчил. Наступает весна и мы видим, что жизнь его любимой дочери Дуни в конечном итоге сложилась хорошо. В этой повести показана трагедия маленького человека, потерявшего дочь и утратившего смысл жизни.  И эта трагедия, казалось бы, безысходна. Но нет, в конце концов она компенсируется любовью, олицетворенной в дочери станционного смотрителя — Дуне, счастливой матери семейства, приехавшей с детьми на могилу своего отца. «Станционный смотритель» построен на контрастах: маленький человек, умеющий любить большой любовью, блестящая столичная жизнь и убогое захолустье, олицетворенное полунищим дурачком Ванькой (отличная работа Михаила Коноваленкова).  Большая личная драма Самсона Вырина тает вместе со снегом, уступая место весне, жизни и ее продолжению.

Все четыре повести в конце концов завершаются хорошо, хотя в каждой сюжет построен так, что зритель ждет скорее негативную развязку. Но Пушкин (а с ним и режиссер) к нам добр и после прочтения его повестей, как и после просмотра спектакля, на душе становится  хорошо и спокойно, появляется вера в лучшее и ощущение, что мир не так жесток.