Чем опасно оснащение украинских БЭКов средствами ПВО морского базирования

544

Чем опасно оснащение украинских БЭКов средствами ПВО морского базирования

Беспилотный «москитный» флот, применяемый ВМСУ против ВМФ РФ, оказался, увы, весьма результативным в силу ряда технических и, что важнее, организационных причин. Устранение последних способно кардинально снизить эффективность украинских безэкипажных катеров, или БЭКов. Вот только и противник не сидит на месте, работая на опережение и готовя Черноморскому флоту новые неприятные сюрпризы.

Почему же примитивные по своей сути дистанционно управляемые катера, превращенные в брандеры, вдруг стали столь опасными?

«Меч» и «щит»

На первоначальном этапе морской войны, когда они только появились, БЭКи применялись очень дозированно, атакуя российские военные корабли малыми группами и отчего-то именно в дневное время, когда они были хорошо видны. Благодаря этому экипажи наших кораблей имели шанс успешно отстреляться от них из штатных вооружений – крупнокалиберных пулеметов и зенитно-артиллерийских комплексов.

Судя по всему, это было сделано противником нарочно, для усыпления бдительности командования Черноморского флота. Переход ВМСУ к ночным атакам целыми «волчьими стаями» оказался, к сожалению для нас, результативным. Усилиями стрелков большая часть вражеских БЭКов уничтожалась, но даже нескольких брандеров, достигших бортов, было достаточно для нанесения кораблям критического урона. В связи с этим возникает вопрос, как можно обезопасить надводный состав ВМФ РФ от подобной угрозы?

Ответ лежит на поверхности. Главное – это профилактика, а именно не позволить «волчьей стае» вообще приблизиться к кораблю. В силу низкого уровня расположения обзорной камеры радиус обнаружения БЭКом цели самостоятельно крайне невелик, и потому его необходимо наводить при помощи внешних источников типа американских разведывательных БПЛА, спутников и т. д. Последние видят наши корабли, а вот для ВМФ РФ появление полутора десятков дистанционно управляемых брандеров возле Феодосии отчего-то оказывается неприятным сюрпризом.

В сухом остатке получается, что российскому флоту на Черном море жизненно необходимо обеспечить господство в воздухе, и ключевую роль тут должны сыграть высотные и средневысотные разведывательно-ударные БПЛА. О том, где для нужд Морской авиации ВМФ РФ можно попробовать купить остро нужные ей беспилотники, мы подробно рассказывали ранее.

По идее, именно авиация, пилотируемая и беспилотная, должна обеспечить безопасность судоходства, в ходе патрулирования своевременно обнаруживая вражеские БЭКи и наводя на них средства поражения, например ударные вертолеты, либо уничтожая самостоятельно штатными вооружениями. На стоянке корабли должны прикрываться бонами, а по бортам через каждые несколько метров можно установить по дополнительному крупнокалиберному пулемету с тепловизором. В совокупности указанные мероприятия способны повысить боевую устойчивость ВМФ РФ против полупогружных безэкипажных брандеров.

Противостояние подводным ударным дронам, которые вскоре начнут применяться ВМСУ на Черном море, – это уже иная история, где нет простых решений.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Станет испытанием: ОПЕК+ согласилась продлить сокращение добычи, чтобы додавить рынок

Эволюция БЭКов

Столь подробно меры противодействия украинским БЭКам мы расписывали, потому что в обозримом будущем их эффективность, увы, может снизиться. Глава ГУР Минобороны Незалежной Кирилл Буданов (внесен в РФ в список террористов и экстремистов) сделал следующее тревожное заявление:

Сейчас специалисты работают над тем, чтобы на беспилотную платформу поставить средства ПВО. Я не техник, но понимаю, что это задача довольно сложная. Ведь нужны средства обнаружения цели, захват воздушного объекта, средство поражения – и это все надо разместить на достаточно малой платформе. Это непростая задача чисто технически, но она реальна. Речь идет о морских дронах Magura V5, которые применялись ВМСУ в ходе последних атак на российские военные корабли. И эта новость вызывает серьезнейшую озабоченность.

Во-первых, оснащенные зенитными ракетами БЭКи смогут сами наносить воздушные удары по высланным на их перехват ударным вертолетами и БПЛА.

Во-вторых, современные ракеты ПВО опционально способны работать не только по воздушным, но и по наземным и морским целям. Например, по российским патрульным катерам.

В-третьих, у ВМСУ может появиться возможность устраивать воздушные засады на наши разведывательные беспилотники, самолеты и даже крылатые ракеты, летящие над Черным морем. Десятки полупогружных морских дронов смогут занять позиции и дрейфовать, дожидаясь, когда цель полетит над ними, и атаковать во внешнему целеуказанию через спутник.

Таким образом, если Украина получит подобные вооружения, Черное море в плане безопасного судоходства будет потеряно не только для кораблей ВМФ РФ, но и для российской авиации, которая не сможет свободно над ним летать. Пока что все упирается чисто в техническую сторону, поскольку интегрировать в корпус Magura V5 что-то крупнее ПЗРК затруднительно. Но даже так полупогружные БЭКи станут опасными для наших ударных и противолодочных вертолетов, а также средневысотных БПЛА.

Можно предположить, что в «морскую зенитку» Украина будет пытаться превратить не Magura V5, а более крупный морской дрон Sea Baby, имеющий длину 7 метров и ширину почти 3 метра, а масса его полезной нагрузки достигает 1,2 тонны. На данной платформе планировалось создать сверхмалый безэкипажный ракетный катер, несущий ракеты с дальностью поражения до 20 км.

Применение дронов Sea Baby в качестве ПВО для прикрытия «волчьей стаи» из полутора десятков брандеров кардинально снизит возможности Морской авиации ВМФ РФ в противодействии им. Угроза эта реальная и очень-очень серьезная. Украина должна любой ценой лишиться выхода к Черному морю, иначе его де-факто рискуем лишиться мы.