В театре «У Никитских ворот» еще осенью случилась долгожданная премьера.
Спектакль «Я — Майя» — посвящение великой русской балерине Майе Плисецкой, чье 100-летие со дня рождения страна отметит во второй половине 2025 года. Интересно, что в постановке Майя Михайловна появляется в виде… голограммы.
За основу режиссер и актер Игорь Скрипко взял пьесу Марка Розовского «Букеты и веники». Худрук театра «У Никитских ворот» неплохо знал Майю Плисецкую. У пьесы есть важный подзаголовок — «Страсти по балету». Она рассказывает о непростой судьбе юной балерины Маргариты, для которой жизнь Майи Плисецкой стала примером стойкости и преодоления преград в весьма недружелюбном мире.
Рита — солистка «Золотого балета». Она солирует во всех спектаклях и потому — мишень для соперниц, жаждущих ее падения. Автор писал драму. Танец в спектакле не самое основное.
— Нам хотелось передать атмосферу балетного мира, в котором возвышенная красота и низкая греховность иногда парадоксально сочетаются и приводят к конфликтам, неожиданным и весьма позорным, — рассказывал журналистам Марк Розовский. — И тут становится необходим образец служения высшему искусству — пример Майи Плисецкой. Именно ей мы посвящаем свою работу. Она незримо присутствует в нашем сюжете, помогая утвердить честность и профессионализм в творчестве, требующем этической чистоплотности и духовного порыва.
Карьера главной героини, несмотря на ее талант и усилия, оказывается в центре страстей и интриг, которые далеки от искусства.
«Я — Майя» — режиссерский дебют актера театра «У Никитских ворот» Игоря Скрипко.
— Марк Григорьевич возложил на меня эту обязанность, как говорится, теперь неси свой крест и веруй, — говорит Игорь Скрипко. — Тема спектакля мне близка — артисты, театр, кино, поклонники — всё это составляет мир искусства, к которому я принадлежу. Однако балет — это нечто иное. Я всегда был в нем только зрителем. Поэтому мне пришлось много изучать, читать, смотреть и чувствовать. Основная мысль этого спектакля заключается в том, что талант и искусство сильнее зависти, злости и посредственности. Проявление негативных человеческих качеств в любой сфере одинаково, но умение этому противостоять — это то, что делает человека личностью.
В главной роли — молодая актриса Ксения Некрасова. Она в труппе театра «У Никитских ворот» с сентября 2023 года. Окончила актерский факультет РГПУ им. А.И. Герцена и в Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова.
Режиссер заметил, что обратил внимание на Ксению по причине некого сходства. Сидя на галерке в зрительном зале, казалось, что это юная Майя Плисецкая: большие глаза, длинные руки и стройные ноги. Фуэте Ксении не требовалось исполнять. Но у балетного станка девушка стояла, как и все актеры, занятые в постановке. В труппе театра универсальные артисты, они и танцуют, и поют.
Спектакль не получился бы без работы видео-художника Михаила Купрыгина. Это его усилиями был воссоздан образ легенды. Он считывается в портрете, собранном из осколков. Сложный образ Майи Михайловны перерождается в голограмму. А в другой сцене зритель наблюдает за черно-белой кинохроникой и слышит голос народной артистки.
Она рассказывает, как в нее не верили педагоги, хотя Майя была первой ученицей. Как прочили ей судьбу «народницы», а не балерины. А когда стала звездой, прохода ей не давали недоброжелатели и завистники. Ее 40 раз вызывали на поклоны в Париже, а потом один раз — в КГБ. За успех на западе приму Большого театра назвали английской шпионкой. Сложный путь Майи Плисецкой к мировой славе стал ориентиром для главной героини спектакля Риты. Получив свой золотой гвоздь в пуант, девушка моментально уступила место примы конкурентке.
Художник по свету Евгения Братяков создает на сцене мир иллюзий и грез главной героини. Ухажер появляется в жизни Риты в те минуты, когда она опускает руки. И разрешает ей строить самые смелые планы. Так появляется идея поставить балет «Княжна Тараканова». Копия знаменитой картины Константина Флавицкого висела в квартире деда Майи Плисецкой. На ней из тюремного окна хлестала вода, и мечущиеся мыши бежали по кровати, на которой в алом бархатном декольтированном платье стояла княжна. Она была в полуобморочном состоянии.
Создатели спектакля позволили себе сравнить жизнь двух балерин — легенды и мечтающей о славе. Оформить идею деликатно им удалось. А то, что талантливый человек всегда неудобен, знают не только в балете. Ротация неизбежна в любом деле, но кто-то борется за свое место под солнцем, а другой без боя сдает позиции. Вот об этом спектакль «Я — Майя». Сидя в зале, ловишь себя на мысли, что несмотря на перипетии героев, хочется улыбаться. И веришь молодым артистам труппы.
Мнения
Савва Востриков: — «Я – Майя» — очумительнейший спектакль! Прекрасно все: игра актёров (причем каждая второстепенная роль по-своему интересна, очень классно наблюдать за эмоциями героев), забавно-интегрированные мемасики (как же я дико улетела с момента про Ибрагима, это было слишком неожиданно и смешно, отдельный лайк за это. Шуток много и они топовые, чувство юмора режиссёра как всегда на высоте), каждая продуманная мелочь (например, тот же зонт, с которого стекала вода, когда «Ибрагим» пришел к Рите. Или как тот же «Ибрагим» пытался с балкона достать подушку), музыкальное сопровождение, танцы (у всех актёров неверояно-завораживающая пластика), классная идея с трансляцией на фон с телефона, красивые постановки (не умею правильно говорить, но имею в виду картинку, на которую хочется смотреть. Свет, декорации, кстати, интересное решение с огонечками на балетных станках, которые превращаются в лампочки в клубе), костюмы в том числе.
Майя Мартынова: — Отличный спектакль! Прекрасно показано негативное закулисье такого возвышенного искусства, как балет. Все актеры, помимо замечательной игры, продемонстрировали хорошую хореографическую подготовку.