Что такое Capex и Opex простыми словами — сравнение

0
1070

В этой статье мы рассмотрим, что такое CAPEX и OPEX. Что значат эти экономические термины в отчётностях компаний, в чём их различия и сходства. О чём они могут сказать инвестору.

Оглавление
1. Что нужно знать о Capex
2. Подробнее о Opex
3. Основные отличия OPEX от CAPEX
4. Траты на основные средства
5. Затраты на нематериальные активы
6. OPEX и CAPEX в отчетах предприятия
7. Особенности

OPEX – это показатель, отображающий операционные и текущие издержки компании, а CAPEX – капитальные. К последним относится модернизация или покупку таких средств как здания, машины, станки, складские помещения и другое. В текущие и операционные издержки включены маркетинговые, общехозяйственные, административные и коммерческие расходы.

1. Что нужно знать о Capex

Capex – это сокращённое слово из английского от словосочетания «Capital Expense». Оно переводится как капитальные издержки. Понятие подразумевает денежные единоразовые расходы, которые обусловленные необходимостью развития производства. Главная задача Capex, это проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности предприятия посредством разовых инвестиций.

Капитальные траты, это зачастую следующее:

  • приобретение серверных, сооружений, офисной мебели, и необходимого оборудования;
  • обучение рабочего персонала;
  • модернизация имеющихся активов;
  • изыскательные или проектные работы;
  • приобретение новой вычислительной и производственной техники;
  • расширение производства за счет постройки дополнительных складских помещений, цехов и заводов;
  • ремонтные работы.

На всё это придётся потратить достаточно большую сумму средств, поэтому процесс могут разделить на несколько периодов. На капитальные расходы, предприятия обычно тратит не более 15% прибыли. Займы, кредиты, а также выпуск облигаций и акций иногда включают в расходы Capex. Это объясняется тем, что в будущем организация получит деньги. Их в дальнейшем можно инвестировать.

2. Подробнее о Opex

Слово «Opex» пошло от «Operating Expense», что означает операционные расходы. Это регулярные затраты организации, спровоцированные производственным процессом. Расходы Opex оценивают как стоимость ведения бизнеса в определенной отрасли. В данные расходы включено следующее:

  • консультации специалистов;
  • заработная плата;
  • покупка рекламы;
  • закупка сырья, необходимого для производственной деятельности;
  • закупка канцелярии;
  • платежи за связь и интернет;
  • аренда помещений;
  • коммунальные платежи;
  • оплата лицензий.

Амортизацию также относят к операционным расходам не оборотных активов, использующихся на предприятии. Если ли расходы «Капекс» возникают не всегда, «Опекс» присутствуют на всех предприятиях.

Снижение OPEX и CAPEX положительно для акционеров, это приводит к притоку инвестиций в акции.

3. Основные отличия OPEX от CAPEX

Капитальные издержки возникают на фоне покупок средств для использования в будущих периодах. Срок действия данных приобретений больше текущего отчетного периода, в который они были куплены. Возместить эти затраты получится только через несколько месяцев за счёт амортизации. Бюджет компании формируют обычно отдельно от затрат OPEX.

Операционные расходы, это текущие траты, без которых не обойтись в процессе ведения бизнеса. Это краткосрочные затраты, поэтому всё приобретенное будет использовано в том же отчетном периоде. В случае необходимости для операционных расходов можно создать отдельный бюджет.

4. Траты на основные средства

Когда компания приобретает дорогой объект (обычно, это недвижимость или оборудование, которое будет применено в операционном процессе), он вряд ли вызовет проблемы, так как данные затраты в любом случае капитализируются. Но, иногда возникают ситуации, когда необходимо приобрести запчасти, которые необходимы для модернизации арендованных объектов или станков.

Данные случаи могут спровоцировать ряд трудностей. Чтобы разобраться с данным вопросом, необходимо знать о том, что в соответствии с правилами составления отчётов, приобретенные основные средства стоит отправлять к капитальным расходам. Поэтому, для перечисленных выше способов, в случае необходимости капитализации расходов необходимо соблюдать условия признания основных средств.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Ритуальная служба Ritual.by представляет новые стандарты работы сферы

Для этого, нужно соблюдать 4 основных критерия, последние два определяют обязательные условия признания, а первый и второй – основные средства:

  1. Объекты, задействованные в операционном процессе. Сюда относят оказание услуг, аренду, производство продукции, логистику и управление.
  2. Долгосрочное использование объектов. Это время в несколько раз превысит отчётный период.
  3. Стоимость объектов должна подаваться оценке.
  4. Если каждый из объектов будет использован, это гарантирует предприятию экономические выгоды в следующих периодах.

Если соблюдены все критерии, появляется возможность капитализации затрат. Например, для этого офисную мебель в большом числе можно учесть как одно основное средство. Если цена одного предмета невелика, то же самое касается средств для усовершенствования оборудования.

5. Затраты на нематериальные активы

Как и в ситуации с основными средствами, по стандартам МСФО следует придерживаться ряда условий идентификации и критериев признания нематериальных активов. Таковым актив может считаться только в том случае, если будет соответствовать данным правилам. Процесс создания актива в данном случае состоит из двух стадий – разработки и исследования.

При последней необходимо выполнить работы, касающиеся получения необходимой информации, а также по оценке области, в которой может использоваться объект. Ещё стоит заняться поиском существующих решений, после, их также следует оценить и определить альтернативные варианты. На данном этапе все траты относят к операционным.

Говоря о стадии разработки, она отличается тем, что здесь есть возможность капитализации затрат. Для этого следует выполнить такие условия как:

  • проведение точной оценки затрат;
  • доказательства о возможности реализации нематериальных активов и окончания работ по их созданию, после чего объект будет иметь вид завершенного и готового к продаже или использованию;
  • демонстрация всех имеющихся для завершения работы ресурсов;
  • доказательства о том, что организация готова завершить работу и в дальнейшем продать или использовать нематериальный актив;
  • доказательства о возможности получать экономическую выгоду от нематериального актива;
  • способность организации продавать или использовать актив;

Однозначно ответить на вопросы о преимуществах капитализации издержек или операционных затратах невозможно. В первую очередь во внимание нужно брать специфику предприятия, период деятельности и ряд других показателей.

6. OPEX и CAPEX в отчетах предприятия

После получения данных о понятии «Капекс» и «Опекс», аналитики и начинающие инвесторы занимаются поиском информации в финансовых отчетах предприятий. Но, здесь её не найти. Это объясняется тем, что данные показатели отсутствуют во всей документации на территории России. Поэтому, для извлечения суммы следует воспользоваться несколькими источниками.

Зачастую для этого используют отчеты о финансовых результатах и бухгалтерского баланса. Здесь затраты предприятия систематизированы и разбиты по нескольким элементам. В Capex входят затраты, связанные с нематериальными средствами и модернизацией. Если есть доступ к бухгалтерии предприятия, сумму проще определить по дебету счёта 08.

Говоря о получении информации о значении Opex, стоит ознакомиться с отчетами управления. Иногда, крупные организации публикуют суммы операционных издержек. Но, к этим данным может получить доступ далеко не каждый. Поэтому значения приходится рассчитывать, основываясь на данные из таблиц детализации расходов.

7. Особенности

И «Капекс», и «Опекс» имеют свои характерные отличия в формировании специфике учёта. Это следует учесть в процессе проведения анализа. Первое понятие даёт понять, что единовременное платежи бывают достаточно большими. Поэтому, такие суммы часто встречаются в отчетах за целый период.

В отличие от Opex, траты на основные средства могут быть отображены в отчетах постепенно и присутствовать в бумагах, отражающих деятельность предприятия за несколько периодов. Если бы это было невозможным, после приобретения некоторых объектов в отчетах рентабельного предприятия возникли бы большие единовременные убытки.