Согласно исследованиям ученых из Чикаго и Нью-Йорка, чтобы сотрудники выполняли свои задачи более эффективно, их важно мотивировать при помощи вознаграждения. Но не по результатам деятельности, а в ходе работы.
Доцент кафедры маркетинга К. Вули, которая возглавила исследования, проводила ряд экспериментов, чтобы понять, в какой момент лучше всего награждать испытуемых.
В процессе исследования добровольцы получали разнообразные задания. Когда работа была окончена, работников награждали либо шоколадом, либо деньгами.
В ходе эксперимента выяснилось: когда работника награждали в процессе выполнения задания, его мозг улавливал связь между ходом рабочего процесса и удовольствием от вознаграждения. Благодаря таким мерам увеличивалась внутренняя мотивация испытуемых.
Основная идея, которую хотела донести доцент, заключается в следующем: когда мы ожидаем сладкое по завершении обеда, от самого обеда мы не будем испытывать радость. Зато если есть возможность попробовать десерт в ходе трапезы, — с удовольствием начнет ассоциироваться весь процесс приема пищи.
Еще один пример – хобби. Например, вязание или рисование. Когда человек получает удовольствие от самого процесса, — он всегда будет внутренне мотивирован.
Мотивация появляется тогда, когда какая-либо работа воспринимается в качестве самоцели. В таком случае человек готов продолжать работать ради себя и собственного удовольствия.
По словам Вули, людям сложно поверить в то, что мотивация в процессе работы способна давать хорошие результаты. Большинство склонно думать, что это нивелирует всякий интерес к деятельности и ее конечному результату. Однако после эксперимента стало понятно, что это совсем не так.
К слову, если Ваш начальник не мотивирует Вас в процессе работы, почему бы не наградить самого себя?
Выводы Вули и ее команды еще раз доказали ранее обнаруженную теорию, согласно которой сотрудники, которые счастливы, работают эффективнее своих несчастливых коллег.
И это подтвердил очередной эксперимент. Когда добровольцев погружали в атмосферу позитива — они работали продуктивнее, примерно на 12%. Стоило им вспомнить о неприятностях или пережитых травмах, — продуктивность тут же снижалась. На 10%.