Воспитание в играх: особенности и значение

1447

Игры – единственный труд ребенка, за который он берется без принуждения взрослых. И потому игровая форма организации деятельности является основой для полноценного умственного, нравственного, эстетического, физического развития, социализации ребенка.

Эксперты фабрики развивающих игрушек Alatoys рассказывают, какое значение имеет воспитание в играх и какие именно игровые занятия в разном возрасте будут способствовать формированию полноценной личности.

Задачи игры как средства воспитания

Главная воспитательная цель игры – выявить индивидуальные склонности личности, чтобы развить, скорректировать или устранить их. В процессе игровых занятий дети наполняются радостными переживаниями, и, во многом благодаря этому эмоциональному подъему, посредством игры решаются следующие задачи:

  • Развитие системы моральных качеств: терпимости, взаимопонимания, независимости, инициативности, воли.
  • Формирование коммуникативных навыков и культурного поведения.
  • Воспитание физической культуры: выносливости, быстроты, силы, ловкости, точности, координации.
  • Формирование устойчивого стремления к обучению, умения и желания трудиться.

Чтобы воспитание дошкольников и младших школьников игрой было эффективным, взрослые должны соблюдать два правила. Первое – содержание игр не должно быть навязчиво назидательным. Второе – выбирать качественные игрушки по возрасту.

Игры для воспитания детей в разном возрасте

Чтобы создать оптимальные условия для игровой деятельности, нужно предложить детворе правильные игры и игрушки.

1-3 года

В этом возрасте преобладает предметно-манипуляционная деятельность. Малыш учится через игру общаться и пользоваться разными предметами так, как делают это взрослые. А потому для полноценного развития нужны разные игрушки. Например, двигательные: машинки-каталки, лабиринты; имитирующие предметы из домашнего обихода: шнуровки, бизиборды; строительные: конструкторы, кирпичики, кубики; обучающие: пирамидки, сортеры, пазлы.

3-5 лет

В этом возрасте самые любимый вид игр – сюжетно-ролевые. Взрослым необходимо организовывать уголки «взрослых профессий»: салона красоты, полицейского участка, кухни и т.п. Дети, с помощью взятых на себя ролей, воспроизводят жизнь взрослых, учатся понимать их взаимоотношения и деятельность, усваивают общественный опыт. Например, исполняя роль врача, ребенок развивает сострадание, желание помочь. А роль полицейского дает уверенность в себе, формирует ответственность.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Родственные связи в актёрской среде

Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются театрализованные игры – это разыгрывание сказок, рассказов с помощью интонации, мимики, жестов конкретных образов.

В совместных играх со взрослыми дошкольник начинает принимать правила нравственного поведения, понимать чувства и переживания других людей.

5-7 лет

В этом возрасте очень важны подвижные игры. Спортивные занятия не только воспитывают физическую культуру, но и помогают детям освободиться от напряжения, страха, агрессии.

Большой воспитательной ценностью обладают дидактические игры. Хорошим подспорьем являются настольные игры – лото и домино, мемори. Наборы настольных игр с животными, овощами, буквами и цифрами, которые есть в интернет-магазине «Алатойс» https://alatoys-market.ru/categories/loto, развивают сенсорное восприятие, наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения. Кроме того, воспитывают у детей настойчивость в достижении цели, дисциплинированность, терпение, взаимопомощь.


Подбирайте игрушки по возрасту и такие, которые несут педагогическую ценность. Создавайте условия для свободной игровой деятельности, проводите воспитание в играх и направляйте подрастающую личность в правильное русло.